Подборка карикатур, составленная датскими мусульманами, была вручена участникам саммита, на котором присутствовали представители 57 исламских стран, включая таких лидеров, как президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад и король Саудовской Аравии Абдулла.
Внеочередной саммит Организации исламской конференции (ОИК) 6 декабря изначально был созван для того, чтобы поговорить о терроризме и о конфликте между суннитами и шиитами, но в итоге доминирующей темой стали карикатуры, опубликованные в сентябре в датской газете Jyllands-Posten.
Встреча в священном исламском городе, по всей видимости, стала катализатором, доведя локальное возмущение карикатурами до масштабов массовых и часто агрессивных протестов в мусульманских странах, продолжает британская газета (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Заместитель директора Центра политических и стратегических исследований "Аль-Ахрам" Мохамед Эль-Сайед Саид считает, что встреча в Мекке стала поворотным пунктом, после чего скандал с карикатурами вышел на международный уровень. "Дело приняло совсем скверный оборот, когда за него взялись на исламской конференции, - говорит он. - Иран и Сирия внесли свою лепту в разжигание агрессии. В конце концов дошло до того, что все начали соревноваться, кто более рьяно отстаивает дело ислама".
ОИК вынесла резкое осуждение: "Мы выражаем крайнюю обеспокоенность растущей ненавистью к исламу и мусульманам и возмущены недавним инцидентом, кощунственным по отношению к образу пророка Мухаммеда". Далее осуждалась нечестивая "практика использования свободы слова для того, чтобы порочить религии".
После широкого освещения инцидента в прессе Ирана, Афганистана, Сирии, Ливана и на палестинских территориях начались яростные протесты, в ходе которых погибли люди.
Доцент Американского университета в Бейруте Сари Ханафи считает, что карикатуры позволили правительствам арабских стран, находящимся под давлением Запада, требующего проведения там демократических реформ, отыграться в глазах общественности. "Демонстрации начались как внутренняя реакция - разумеется, они действительно были оскорблены, но потом режимы воспользовались этим, заявив: "Видите, вот она, демократия, о которой они говорят", - сказал он в интервью газете New York Times.
Ахмед Аккари, гражданин Дании ливанского происхождения, представляющий датских мусульман, говорит, что саммит в Мекке стал кульминацией кампании по доведению оскорбительных карикатур до общественности.
Группа датских мусульман составила досье на 43 страницах, куда были включены некоторые неопубликованные карикатуры. Однако Аккари отрицает, что эти две категории были представлены мусульманским лидерам как равноправные - опубликованные карикатуры были напечатаны в досье в цвете, а неопубликованные - в черно-белом варианте.
После нескольких неудачных попыток довести эти информацию до сведения послов мусульманских стран в Дании Аккари в декабре отправился вместе с делегацией в Каир, где встретился с Великим муфтием и министром иностранных дел Абдулом Гхейтом.
Аккари говорит, что они не планировали вызвать всплески ярости, подготавливая это досье: "Мы не ожидали, что все так окончится, что будет так много насилия, что это будет использовано в политических целях. Сейчас все зашло дальше, чем мы ожидали".
Süddeutsche Zeitung: Исламский мир пытается подорвать силу и единство Европы
У исламского протеста есть и политическая цель: ЕС для многих государств стал просто слишком могущественным, пишет немецкая Süddeutsche Zeitung (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Европейцам на Ближнем Востоке веет в лицо такой же горячий ветер, что до сих пор дул только американцам. Даже если яростные демонстрации и нападения на европейские посольства идут на убыль, то ЕС все равно должен приготовиться к тому, что это только начало нового вида грубых политических разборок. Иран и Сирия под видом религиозного возмущения целенаправленно подстрекали к насилию, направленному против европейцев в Дамаске, Тегеране, Бейруте и в Газе. Со столкновением культур это имеет мало общего, с испытанной практикой запугивания посредством страха и террора - много, продолжает баварская газета.
Нападают на Данию, но подразумевают ЕС, и за этим стоит простая логика: если Европа будет запуганной, неуверенной и политически расколотой, то это уменьшает шансы на достижение мира между Израилем и палестинцами и может помочь Ирану стать ядерной державой. Для радикалов в Тегеране и в Газе или для режима в Дамаске европейская политика медленного приобретения влияния при помощи денег, терпеливо ведущихся политических диалогов, а также искусной дипломатии стала реальной опасностью. Во время ядерного конфликта Тегерану пришлось узнать, что ЕС силен как никогда и имеет большое влияние на международной арене, отмечает Süddeutsche Zeitung.
По мнению немецкого издания, Европа должна взять суровый тон, и она справится с этим испытанием, только если сохранит свое единство, в котором ее сила. Однако Брюссель этого еще не понял: тот факт, что Совет Европы все еще демонстративно не объявил о своей солидарности с Данией, - большое упущение. Так как только в том случае, если ЕС не оставит сомнений в том, что нападение на одного из его членов означает нападение на всех, он будет пользоваться уважением, без которого нельзя успешно действовать на международной арене.
При этом речь идет не о демонстрации силы ради силы, а о сохранении фундамента, на котором основывается европейская внешняя политика: политической целостности Евросоюза. Только на этой основе ЕС может продолжать свою разумную и длительную политику на Ближнем Востоке, и только так можно отразить попытки ослабить Европу расколом, резюмирует газета.