Британские разведывательные службы обвиняют в том, что они помогают США осуществлять секретную операцию по отправке подозреваемых в терроризме в страны Ближнего Востока, где заключенные подвергаются пыткам и унижениям
Архив NEWSru.com
Британские разведывательные службы обвиняют в том, что они помогают США осуществлять секретную операцию по отправке подозреваемых в терроризме в страны Ближнего Востока, где заключенные подвергаются пыткам и унижениям, пишет The Independent (перевод на сайте Inopressa.ru).

После 11 сентября 2001 года ЦРУ систематически ловит подозреваемых и, без соблюдения надлежащей процедуры, не только отправляет их на Гуантанамо, но и передает властям таких государств, как Египет, Иордания и Сирия. Правозащитники утверждают, что система, которая официально называется "чрезвычайной выдачей", является системой пыток по доверенности.

Британия утверждает, что главной причиной, по которой она не депортирует заключенных, содержащихся без предъявления обвинений в тюрьме "Белмарш", являются опасения, что на родине они подвергнутся пыткам или унижениям. Но стали известны случаи, которые, по мнению критиков, свидетельствуют о нечестности правительства, так как есть основания полагать, что информация, предоставленная Британией о своих гражданах и жителях, привела к поимке и, в конечном счете, к пыткам мусульман, подозреваемых в терроризме, пишет издание.

Британия также является базой для двух самолетов, которые ЦРУ регулярно использует для "выдачи". Самолет Gulfstream использовался для доставки в Египет и Иорданию подозреваемых, схваченных в Швеции и Индонезии. Он совершал рейсы из аэропортов Лютон, Глазго, Прествик и Норхолт.

Самолет Boeing-737, который используется для транспортировки заключенных, в понедельник проследовал через аэропорт Глазго в Ирак. На обоих самолетах нет опознавательных знаков, кроме знаков регистрации гражданской авиации США. Полагают, что они принадлежат американским авиакомпаниям, существующим только на бумаге и почти наверняка являющимся ширмой ЦРУ.

Майкл Ратнер, директор Центра конституционных прав, представляющего интересы нескольких бывших заключенных, "выданных" в другие страны, заявил: "Это секретный процесс. Никто на самом деле не знает, что происходит в процессе передачи или в секретном лагере ЦРУ, куда отправляют некоторых заключенных".

Одна выдача состоялась в Швеции в декабре 2001 года, когда американские агенты в масках передали Каиру двух египетских диссидентов, которых обвиняют в террористической деятельности. Впоследствии оба сообщали о пытках.

Однако имеются свидетельства того, что британская разведывательная информация дала ЦРУ возможность схватить одного из египтян, Мохамеда аль-Зери, добивавшегося политического убежища. После нескольких месяцев пыток с него сняли все обвинения и освободили.

Ясир аль-Сирри, исламский общественный деятель, живущий в Лондоне, которого Египет и Америка обвиняют в связях с "Аль-Каидой", заявил, что за несколько недель до того, как его самого арестовали в Лондоне в октябре 2001 года, к нему обращался Зери, которому нужна была помощь в сборе информации для подачи прошения об убежище.

Выступая в радиопрограмме BBC File on Four, Сирри заявил, что сотрудники британской антитеррористической службы во время обыска у него дома забрали компьютер и факсимильные сообщения, которые передали американцам.

"Потом в Швеции арестовали Зери, эту информацию можно было получить только от британских властей. Это преступление", – заявил Сирри.

Позже Сирри обнаружил, что в последующие недели были арестованы многие из тех, с кем он общался, по всему миру. Сирри, который руководит исламским информационным центром, разоблачающим нарушения прав человека, связан с многими родственниками заключенных.

Он был арестован по обвинениям в причастности к убийству афганского лидера Ахмеда Шах Масуда, но впоследствии обвинения были с него сняты. Попытки США и Египта добиться его экстрадиции не увенчались успехом.

В Стокгольме адвокат Зери Кьелл Йонссон заявил, что, по его мнению, информация, переданная Британией, была единственным основанием для ареста его клиента и объяснением участия американских агентов.

Практика отправки подозреваемых за границу, где следствие проводится с применением пыток, набрала силу после 11 сентября 2001 года, когда высокопоставленный представитель антитеррористических структур Коуфер Блэк публично заявил, что после терактов "Аль-Каиды" "белые перчатки неуместны".

Процедуру подкрепляли меморандумы юриста Белого дома Альберто Гонзалеса, который утверждал, что на администрацию Буша не распространяется действие Женевских конвенций, когда речь идет о войне с терроризмом.

Майкл Шойер, бывший сотрудник ЦРУ, участвовавший в создании системы, заявил: "Практика поимки людей и передачи их вторым или третьим странам, возникла из-за того, что задача ликвидации террористических ячеек была возложена на ЦРУ".

Шойер утверждает, что каждая выдача осуществлялась под должным надзором, однако признает, что подозреваемых пытали. Сколько подозреваемых было выдано, неизвестно.

Критики подчеркивают, что США не дают подозреваемым доступа к адвокатам. По их словам, центры содержания заключенных, которые контролирует ЦРУ, окружены завесой секретности.

Подозрения в причастности Британии к системе "выдач" подкрепляют аресты в Гамбии, где в ноябре 2002 года американские агенты арестовали и допросили четырех жителей Британии, явно воспользовавшись информацией британских властей.

Вахаб аль-Рави, инженер, семья которого бежала от преследований в Ираке, был удивлен, когда в Гамбии его допросили американские агенты, поскольку в Лондоне его уже допрашивала и освободила MI-5.

Бывший посол Британии в Узбекистане Крейг Мюррей также обвиняет Британию в пособничестве пыткам, поскольку MI-6 использует сведения, полученные ЦРУ таким способом.

По его словам, многие узники узбекского происхождения, схваченные американцами, были выданы Узбекистану, где их подвергали жестоким пыткам. Полученная от них информация появилась в докладах MI-6.

Пресс-секретарь МИДа заявил, что Британия осуждает пытки, но не может игнорировать разведывательную информацию. "Если бы не было обмена информацией, кровавых терактов совершалось бы намного больше. Если у вас есть соглашение с другой страной о борьбе с терроризмом, здравый смысл говорит о том, что вы в какой-то мере доверяете этой стране и методам, которыми она собирает информацию".