"Он более не может эффективно выполнять все необходимые функции в свете наших отношений с Узбекистаном, - заявил в пятницу представитель пресс-службы британского МИД. - Чтобы выполнять свои обязанности, он должен тесно сотрудничать со своими коллегами, министрами, и пользоваться у них доверием. Это не тот случай".
На этой неделе в прессу попала неподтвержденная официально информация о том, что Мюррей направил в министерство иностранных дел Великобритании меморандум с жесткой критикой в адрес британской разведки MI-6. По его словам, она пользовалась сведениями, полученными от ЦРУ, которые в свою очередь, по его данным, добывались с использованием пыток в узбекских тюрьмах.
Ранее сорокапятилетний Крейг Мюррей, который в августе отбыл в летний отпуск и должен был вернуться в Узбекистан в начале октября, получил распоряжение оставаться на месте в ожидании решения британского МИД.
В сентябре прошлого года Мюррей был отозван в Лондон для дисциплинарной экспертизы, вызванной его открытыми выступлениями против нарушений прав человека в Узбекистане. По данным издания Daily Telegraph (перевод на сайте Inopressa.ru), ему позволили вновь приступить к исполнению служебных обязанностей, только когда МИД оказался в неловком положении из-за масштабной кампании в прессе в защиту Мюррея.
Новости о последнем конфликте Мюррея совпали по времени с утечкой засекреченной информации - в прессе появилась служебная записка, предоставленная им руководству в июле прошлого года. В этой записке он высказывает протест против использования правительством информации, полученной в Узбекистане в результате пыток. "Эти данные бесполезны, мы продаем душу за пустой сор", - пишет там Мюррей.
"Мелкие сошки под пытками подписывают признания, подтверждающие то, во что узбекские власти хотят заставить США и Великобританию поверить: что они и мы ведем общую войну с террором. Мы через США получаем разведывательные данные, выбитые в результате пыток, применяемых узбекскими спецслужбами. Мы должны остановиться. Это аморально, незаконно и бессмысленно".
Такая практика, добавляет он, "фатально подрывает наше моральное положение. Она сводит к нулю мои попытки убедить узбекское правительство прекратить пытки. Они прекрасно знают, что наша разведка пользуется этими данными". Министерство иностранных дел, со своей стороны, считает, что данные разведки, даже полученные в результате пыток в других странах, нуждаются в рассмотрении.
"Великобритания действует в соответствии с международными законами, - сказал представитель министерства, - но необходимо помнить, что разведывательные данные, связанные с контртерроризмом, необходимы нам для предотвращения угрозы Великобритании. Было бы безответственным игнорировать эту информацию".
Выступления Мюррея в связи с репрессиями, практикуемыми президентом Узбекистана Исламом Каримовым в отношении мусульман, и в связи с пытками, сыграли важную роль в решении Америки отозвать финансовую помощь Узбекистану в этом году, что вызвало ярость в Ташкенте. По данным Daily Telegraph, и Америка, и Каримов пытались оказать давление на Британию с целью заставить замолчать их посла.
Мюррей считает, что данные, получаемые от Узбекистана, дискредитированы не только потому, что большая их часть получена под пытками, но и потому, что Ташкент заинтересован "убедить Запад, что Узбекистан - жизненно важный элемент в борьбе с общим врагом".
Впрочем, не исключено, что британским послом двигали и соображения личного порядка. Ранее сообщалось, что 45-летний Крейг Мюррей после 20 лет совместной жизни оставил свою жену Фиону с двумя детьми ради 22-летней узбекской парикмахерши Надиры Алиевой.
Кроме того, по данным газеты The Sunday Times, Мюррей дважды отзывался в Лондон, и в отношении него проводились дисциплинарные расследования по фактам алкоголизма, выдачи виз в обмен на сексуальные услуги, езды по лестнице на посольской машине в нетрезвом состоянии.
Мюррей тогда отказался уйти в отставку и оправдал себя по всем пунктам предъявленных ему обвинений. Однако ему было указано на то, что он нарушил внутренние правила Форин-оффиса, обсуждая данные вопросы с коллегами, и сделано письменное предупреждение, в котором ему пригрозили немедленным увольнением в случае повторения подобных инцидентов.