Судя по подготовке празднования, Россия будет выступать на нем как освободительница Европы от гитлеровского фашизма.
Никто не спорит, что 20 миллионов погибших граждан были чудовищной жертвой, которую принес Советский Союз, – несомненно, самой крупной из всех, что принесены народами, боровшимися с нацистской Германией. Другая часть правды в том, что для половины Европы освобождение от национал-социалистического господства перешло в более чем 50-летнюю оккупацию Советской армией. Три балтийских государства СССР аннексировал еще в 1940 году, по пакту между Гитлером и Сталиным. И отказ президентов Эстонии и Литвы принять участие в московских торжествах следует рассматривать на этом фоне, считает австрийское издание.
Частые случаи сотрудничества с немцами в балтийских странах тоже следует рассматривать в этом контексте: ведь СССР был первым оккупантом. Правда, это может служить лишь в качестве объяснения, но не оправдания. Но остается фактом, что 1945 год не принес освобождения балтийским странам.
Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга собирается использовать присутствие на торжествах в Москве для того, чтобы Россия тоже признала факт 50-летней оккупации. Но шансов на это мало. И причины тому, прежде всего, внутри самой России. Спустя полтора десятилетия после развала СССР в России не предпринимается серьезных попыток искренне разобраться со своей историей. Длительную войну большевиков с собственным народом после их прихода к власти в 1917 году Сталин непостижимым образом усовершенствовал и продолжил и в ходе борьбы с германскими агрессорами.
Лишь один пример: советских военнопленных, возвращавшихся домой, заточали в лагеря, где многие из них погибали, потому что они считались предателями. Реабилитация этих жертв началась лишь в 1995 году. Но она не сопровождалась принципиальной переработкой прошлого. Отказ или неспособность к этому во многом связана с состоянием российской демократии и авторитарными тенденциями при Путине, пишет издание.
Александр Яковлев, один из отцов перестройки, в конце своей книги "Век насилия в советской России" пишет, что без окончательного освобождения от большевизма в России немыслимо восстановление и возрождение нации. По его словам, лишь в том случае, если Россия сбросит с себя большевизм, она может надеяться на выздоровление.