Комиссия, возглавляемая бывшим членом Верховного суда Эдмондом Леви, утверждает, что Иудея и Самария не являются оккупированными территориями. "Они никогда не были легитимной частью другого государства, в том числе - Иордании", - подчеркивается в документе.
Авторы отчета напоминают, что согласно нормам международного права, действия законов об оккупации ограничено во времени. "Однако Иудея и Самария находятся под властью Израиля уже десятки лет, и неизвестно, закончится ли этот период вообще. Поэтому у израильтян есть полное право там селиться", - заявляет отчет.
Комиссия Леви требует упорядочить статус десятков форпостов на ЗАпадном берегу реки Иордан, которые были возведены при государственной поддержке на палестинских землях, не находящихся в частной собственности. При этом такие поселения возводились без необходимой документации и без официальных разрешений.
Как отметил юридический советник министерства обороны Ахаз Бен-Ари, в 90-е годы в вопросе о выдаче разрешений на строительство существовала анархия. Министры, отвечавшие за необходимую документацию, не выполнили возложенную на них миссию, в результате чего и возникла нынешняя ситуация.
"Государственная поддержка свидетельствует, что правительство фактически одобрило возведение поселений, хотя и неформально. По нашему мнению, это означает, что для завершения всех легальных процедур нового решения правительства не требуется", - считают члены комиссии.
Напомним, что комиссия Эдмонда Леви была создана для того, чтобы пересмотреть рекомендации предыдущей комиссии, призванной определиться со статусом поселений. В 2005 году отчет Талии Сасон призвал снести поселения, статус которых не был урегулирован.
Помимо Леви, в нее вошла заместитель председателя иерусалимского окружного суда Тхия Шапира, дочь легендарного раввина Шломо Горена, и бывший посол в Канаде Алан Бейкер. Представители пропалестинских движений поспешили обвинить комиссию в ангажированности. На это им напомнили, что адвокат Сасон - активистка партии МЕРЕЦ - левого движения, выступающего, в частности, за ликвидацию еврейских поселений в Иудее и Самарии.
Отметим, что сайт "Рассказываем об Израиле" израильского Министерства информации и диаспоры уже давно четко и однозначно поясняет ситуацию с еврейскими поселенцами с точки зрения Израиля.
На сайте отмечается, что еврейские поселения на территории Иудеи и Самарии не являются препятствием к миру, поскольку истинная причина арабо-израильского конфликта - не размеры Изроаиля, а его существования.
Последним легитимным сувереном в Иудее и Самарии был, по мнению ООН, британский мандат, получивший эту территорию для создания национального очага еврейского народа. Получение Британией мандата рассматривалось на конференции в Сан-Ремо 24 апреля 1920 года, а сущность мандата сформулирована в Севрском договоре от 10 августа 1920 года и утверждена Лигой Наций 24 июля 1922 года. В соответствии со статьями 94 и 95 Севрского договора "Мандат на управление Палестиной" выдан во имя еврейского народа.
Согласно статье 6 Мандата "евреи имеют право селиться на всей территории Земли Израиля, включая Иудею и Самарию". В тексте Мандата содержится призыв "создать политические, административные и экономические условия, которые обеспечили бы создание национального очага еврейского народа".
Палестинцы утверждают, что еврейские поселения в Иудее и Самарии нарушают 6-й параграф статьи 49 Женевской конвенции, запрещающий оккупационным властям заселять своими гражданами оккупированную территорию путем изгнания местного населения. В противовес историческому значению статьи 49, относящейся к заселению немцами оккупированных территорий за счет изгнания местного населения, еврейские поселения восстанавливают древние еврейские города и поселки на этой земле. Они не создаются за счет изгнания арабских жителей. Несмотря на то, что статья 52 Гаагских конвенций разрешает конфискацию частных земель для общественных нужд, Израиль воздерживается от таких действий в Иудее и Самарии.
Теперь же палестинцам будет труднее апеллировать к Женевской конвенции, поскольку Иудея и Самария просто не подпадают под ее действие, не будучи оккупированными территориями.