Россия крайне недовольна визитом Буша в Латвию и Грузию, но Райс это не пугает
Архив NEWSru.com
Вскоре после того как Белый дом объявил, что Джордж Буш расширит план своей поездки в Москву, добавив остановки в знак поддержки демократии в бывших советских республиках Латвии и Грузии, министр иностранных дел России Сергей Лавров предпринял из ряда вон выходящий шаг - он направил письмо протеста госсекретарю США Кондолизе Райс.

Американцы, ознакомившиеся с письмом, описывают его как резкий демарш главы МИД РФ против маршрута президента США. Госсекретарь Кондолиза Райс незамедлительно отреагировала, заявив, что президент Буш может посещать любые страны, какие захочет, пишет газета The New York Times (перевод на сайте Inopressa.ru).

"Райс это нисколько не напугало", - рассказал американскому изданию высокопоставленный представитель администрации главы Белого дома, который настаивал на анонимности, потому что не хотел бы, чтобы его имя ассоциировали с упреками по отношению к Москве.

Однако это письмо Лаврова и выступления экспертов по России устанавливают общий тон этого непростого турне американского президента, в котором придется балансировать: присутствовать на Красной площади во время празднования 60-летия победы над фашистской Германией, подразумевая при этом неодобрение последовавшей затем советской оккупации Восточной Европы. "Если Бушу удастся вывернуться из этого, он просто Гудини", - сказал один из представителей его администрации.

Напряжение только возросло с приближением даты отправления Буша, намеченного на пятницу, когда представители его администрации подтвердили, что остановки президента в Латвии и Грузии были специально запланированы для того, чтобы он дал понять, что не одобряет репрессивной политики России в отношении этих стран - как после войны, так и сейчас. Россия со своей стороны недовольна проявлениями того, что она считает расширением американского влияния в странах, с которыми она граничит, пишет The New York Times.

Буш пытался установить необходимый баланс: в четверг он сказал американским газетным репортерам, что "очень важно поддерживать уважительные отношения с лидером такой великой страны, как Россия". Однако позднее Буш в интервью государственному телевидению Литвы сказал, что во время их последней встречи в феврале он напомнил президенту Владимиру Путину, что лидеры трех балтийских стран - Эстонии, Латвии и Литвы - не воспринимают окончание Второй мировой войны как праздничную дату из-за последовавшей аннексии, но он надеется, что Путин сможет с ними сотрудничать, потому что "в интересах России, чтобы у ее границ были свободные и демократические государства".

В среду президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов сказал в интервью информационному агентству "Интерфакс", что визиты Буша в Латвию и Грузию - это своего рода пощечина России. Никонов добавил, что программа поездки Буша сравнима с вариантом, при котором Путин заехал бы в Вашингтон между визитами в Гавану и Северную Корею.

"Знаете, это очень сложный мир", - сказал The New York Times Стивен Хэдли, советник Буша по вопросам национальной безопасности, отвечая на вопрос о том, не является ли поездка Буша тонким, с дипломатической точки зрения, мероприятием, которое может обидеть Путина, а также и лидеров стран Балтии, двое из которых бойкотируют приглашение Путина принять участие в торжествах на Красной площади 9 мая. Хэдли добавил, что Буш отправляется в поездку "с определенным намерением и набором принципов", на которых может быть основано решение различных современных проблем.

Несмотря на такие оптимистические заверения, американские чиновники не делают секрета из своего раздражения по отношению к России и особенно к Путину, чьи отношения с Бушем значительно ухудшились с момента их первой встречи в июне 2001 года, когда Буш, по его словам, заглянул российскому лидеру в глаза и понял его душу.

"Вся эйфория, которая тогда могла возникнуть, с тех пор давно растворилась, и теперь это просто деловые отношения", - говорит Койт Блэкер из Института международных исследований Стенфордского университета, в прошлом - специалист по России в Совете национальной безопасности при администрации Клинтона и приятель Кондолизы Райс.

Хотя Хэдли сказал, что Буш и Путин достигли "гармонии" во взаимоотношениях, и отмел предположение, что между ними есть какая-то напряженность, другие представители администрации говорят, что проблема начала созревать осенью 2003 года. Тогда Путин посадил в тюрьму основателя самой крупной в России нефтяной компании (Михаила Ходорковского - прим. ред.), а Кондолиза Райс, специалист по России, которая тогда была советником при Совете национальной безопасности, сказала Бушу, что обеспокоена действиями российского лидера, которого он назвал своим другом.

Основным моментом пятидневного турне Буша, в которое входит короткая остановка в Голландии, где он произнесет речь на американском кладбище жертв Второй мировой войны, будет встреча Буша с Путиным на подмосковной даче российского президента. Представители администрации Белого дома говорят, что Буш, вероятно, будет снова настойчиво говорить с Путиным о том, что Вашингтон считает отступлением России от демократического пути, но что он едва ли будет делать это публично, как это произошло во время пресс-конференции с Путиным в Братиславе в феврале этого года. Белый дом не хочет повторения этого неловкого момента.

Буш и Путин будут, вероятно, обсуждать попытки Европы убедить Иран отказаться от своих ядерных программ, а также недавний вояж Путина на Ближний Восток, который включал в себя первый визит кремлевского лидера в Израиль.

Хотя Буш будет присутствовать в российской столице в воскресенье и понедельник, встречу представителей США, Евросоюза, ООН и России - так называемого "ближневосточного квартета" - будет возглавлять Кондолиза Райс. На этой встрече будут обсуждаться планы Израиля по выходу этим летом из сектора Газа и некоторых районов Западного берега.

Представители администрации Буша рассчитывают на поддержку Путина их инициатив на Ближнем Востоке, в Иране и Северной Корее, однако, по их словам, они отправляются в это турне с открытыми глазами. Стивен Сестанович, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям и советник по России администрации Клинтона, говорит, что те же самые сомнения обуревали Клинтона, когда он десять лет назад был в Москве в связи с 50-летием победы над фашизмом. Однако, противопоставляя Путина его предшественнику Борису Ельцину, Сестанович считает, что Буш оказался в более сложной ситуации.