По данным газеты, сотрудники британской полиции активно разрабатывают версию о том, что Литвиненко был отравлен изотопом полония-210 на несколько дней раньше, чем считалось.
При этом следователи склоняются к предположению о том, что Литвиненко был отравлен дважды, при этом повторное отравление произошло в одном из отелей в центре Лондона через несколько дней после первой попытки.
В фокусе внимания британской полиции находятся Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун – ныне бизнесмены, а в прошлом – офицеры силовых структур. Оба они свою причастность к убийству отрицают. Накануне еще в одном лондонском ресторане найдены следы полония-210. Этот ресторан, отмечает Independent, посещал, по крайней мере, один из подозреваемых. Это Андрей Луговой.
По данным газеты, Луговой посещал ресторан Pescatori до 1 ноября. Радиоактивные следы обнаружены также во всех трех лондонских отелях, где российский бизнесмен останавливался, и в двух самолетах, которыми он летал в Лондон из Москвы.
Как пишет газета, результаты токсикологической экспертизы, проведенной в ходе вскрытия тела Литвиненко, выявили то, что он был отравлен двумя дозами полония-210.
Издание предполагает, что второе отравление произошло в баре отеля Millennium, где 1 ноября прошлого Литвиненко встречался с Луговым и Ковтуном.
Высокопоставленный источник в британской полиции сообщил Independent , что вероятность того, что убийцы Литвиненко будут наказаны, крайне мала. "Шансы доставить кого-либо на скамью подсудимых в Олд Бейли (Центральный уголовный суд Лондона) оцениваются в промежутке от незначительных до никаких", - цитирует газета слова источника.
По версии газеты, это связано с тем, что во время пребывания британских следователей в Москве в декабре 2006 года российские власти заявили им о том, что россияне, подозреваемые в причастности к убийству Литвиненко, не будут экстрадированы в Великобританию для участия в судебном процессе. Более того, российская сторона якобы запретила британским детективам повторно допрашивать тех свидетелей по делу Литвиненко, которые ранее уже подверглись допросу.
Александр Литвиненко - бывший офицер ФСБ РФ, бежавший в 2000 году в Великобританию и получивший в октябре 2006 года британский паспорт, скончался 23 ноября прошлого года в больнице Университетского колледжа Лондона на 44-м году жизни. В его организме было найдено значительное количество радиоактивного элемента полоний-210. Официальное расследование обстоятельств его убийства ведет антитеррористическое подразделение Скотланд-Ярда.
Березовский уверен, что его ни на кого не обменяют
Борис Березовский уверен, что британские власти не обменяют его на фигурантов по делу Литвиненко Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна. Об этом известный предприниматель заявил в интервью "Эху Москвы".
"В английском законодательстве возможность обмена не предусмотрена, - отметил он. - Английская власть делает все только официально. Под столом этот вопрос англичане не могут решить".
По мнению Березовского, такой обмен "только в России могут" произвести. "Это проблема понимания, что такое законность в стране. И именно с этим у Генпрокуратуры проблемы и вообще у всей российской власти", - считает он.
Предположение об обмене в интервью радиостанции "Эхо Москвы" высказал член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. В частности, он заявил, что Москва препятствует повторному допросу следователями Скотланд-Ярда Ковтуна и Лугового с целью получить Бориса Березовского, Ахмеда Закаева и других известных политических эмигрантов.
Вдова Литвиненко: мой муж никого не шантажировал
Марина Литвиненко опровергла сообщения о том, что ее муж планировал шантажировать некоего российского бизнесмена. Об этом, как сообщает агентство Reuters, она заявила в интервью журналистам телепрограммы "60 минут" американского канала CBS, которое выйдет в эфир в воскресенье.
По словам Марины Литвиненко, ее муж "не был тем человеком (который сделал бы это)". В тоже время, вдова Литвиненко в очередной раз заявила о том, что за убийством ее мужа стоят российские власти.
В передаче телеканала CBS также будет показано интервью российского исследователя Юлии Светличной, которая, в свою очередь, вновь заявила о том, что Литвиненко намеревался "шантажировать одного из российских олигархов (проживающего) в Великобритании".
При этом Светличная не назвала того человека, которого якобы намеревался шантажировать Литвиненко, однако заявила, что этим человеком не был предприниматель Борис Березовский.
Сам Березовский сообщил программе "60 минут" о том, что Литвиненко снабжал его информацией, использовавшейся для кампаний против действующего российского правительства. При этом Березовский предположил, что его отношения с Литвиненко были одним из факторов, приведших к гибели бывшего сотрудника ФСБ.
В начале декабря британские полицейские провели беседу со Светличной, которой Литвиненко якобы рассказывал о своих планах шантажа российских властей, а также известных российских и зарубежных бизнесменов.
На пресс-конференции в Лондоне в пятницу Светличная рассказала, что она и ее коллега из лондонского Вестминстерского университета по исследованию проблем Чечни Джеймс Хартфилд обратились в полицию около полутора недель назад с той информацией о Литвиненко, что у них имелась.
По ее словам, полиция очень заинтересовалась этим делом, электронными письмами, которые Литвиненко ей направлял.
Светличная рассказала, что на Литвиненко она вышла через предпринимателя Бориса Березовского во время поиска людей, кто бы мог рассказать ей об истории Чечни и ее взаимоотношений с Россией.
"Я достала номер мобильного телефона Березовского у одного британского журналиста, позвонила ему, он перезвонил примерно через две недели, дал мне мобильный телефон Литвиненко и предупредил, что я должна быть осторожной, поскольку этот человек (Литвиненко) слишком много всего болтает", - поведала Светличная. С самим Березовским она лично никогда не виделась.
Хартфилд и Светличная провели несколько встреч с Литвиненко в апреле-мае этого года. На одну из таких встреч был приглашен эмиссар чеченских сепаратистов Ахмед Закаев, который изложил свою точку зрения на чеченскую историю и взаимоотношения Чечни и России. Исследователи указали на пресс-конференции, что как раз не Закаев, а Литвиненко больше говорил о политике и критиковал российские власти.
Последняя личная встреча Светличной и Литвиненко состоялась 22 мая этого года в отеле Hilton Park Lane в центре Лондона. Также по ее словам, беседы проходили во время прогулок в Гайд-парке, их содержание не записывалось.
Светличная попала в список рассылки по электронной почте материалов от Литвиненко. "Но я многие письма удалила, потому что они не имели отношения к теме моего исследования", - добавила она.
"Я продолжала получать электронные письма от него на регулярной основе вплоть до октября", - указала Светличная, отвечая на вопрос РИА Новости.
Литвиненко также передал ей на диске некое конфиденциальное досье, составленное сотрудниками ФСБ РФ и датированное 2005 годом, где говорилось о фактах коррупции и преступности в органах государственной власти, а также во время проведения выборов. Комментируя источник получения данных сведений, Светличная рассказала, что, по словам Литвиненко, у него были друзья и бывшие коллеги в спецслужбах, которые предоставили ему эти документы.
Между тем, по словам исследователя Вестминстерского университета, экс-офицер ФСБ не показывал ей тех документов, на основании которых он собирался шантажировать высокопоставленных лиц.
"Однако в беседах он упоминал имя одного очень известного российского олигарха и название британской компании, которых он хотел шантажировать, говорил, что у него есть имена, адреса, карты, и эта информация могла быть использована для шантажа", - отметила Светличная.
По просьбе одного из участников пресс-конференции, проходившей по-английски, Светличная привела слова Литвиненко по-русски, которые звучали так. "Пора делиться. Я намерен его шантажировать, и я буду делать это официально".
Светличная добавила, что хотя Литвиненко не говорил об обстоятельствах своей личной жизни, она знала, что у него нет постоянной работы, и он нуждается в деньгах, чтобы содержать семью.
"Я не думаю, что Литвиненко чувствовал себя в опасности", - отметила Светличная, добавив, что и сама она не ощущает "никаких непосредственных угроз своей безопасности".
"Я никогда не работала на российское государство, я никогда не работала на компанию ЮКОС", - заверила под конец пресс-конференции Светличная, отметая утверждения о том, что за ее "откровениями" могут стоять российские политические или бизнес-интересы.