Цепов умер два года назад "в результате тяжелой радиационной болезни, вызванной неизвестным веществом, попавшим в организм с едой или питьем", утверждает газета. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.) Симптомы были поразительно похожи на симптомы Литвиненко, умершего в лондонской больнице 23 ноября в результате отравления полонием-210. По российской версии причиной смерти стало отравление лекарством, применяемым при лечении лейкемии, причем Роман Цепов не страдал этим заболеванием.
- Дело Литвиненко: действующие лица
О втором покушении, которое Генпрокуратура может связать с "делом Литвиненко", стало известно на прошлой неделе. После сенсационных и весьма зыбких, по мнению наблюдателей, обвинений в адрес Леонида Невзлина, СМИ сразу вспомнили о бывшем начальнике инвестиционного управления банка МЕНАТЕП Дмитрии Голубовиче. Весной он дал показания, что его и членов его семьи пытались отравить ртутью, оставив ее в офисах, у него дома и в машине. При этом Голубович сообщил, что в покушении мог быть заинтересован Леонид Невзлин: тогда между акционерами и топ-менеджерами ЮКОСа шло разбирательство о том, кто из них будет контролировать деньги и собственность за границей.
"Обе жертвы были вовлечены в борьбу за многомиллиардные активы российской нефтяной компании ЮКОС, прежде чем Кремль забрал эти активы обратно, под государственный контроль", - указывает The Sunday Times.
Вместе с тем издание напоминает, что представитель Невзлина отверг утверждения Генпрокуратуры, назвав это кампанией грязных уловок, направленной на то, чтобы отвлечь внимание от Кремля как виновника смерти Литвиненко. Россия добивается экстрадиции Невзлина с 2004 года, когда московский суд выдал ордер на его арест за организацию заказных убийств и покушений на жизнь нескольких лиц, в том числе конкурентов ЮКОСа.
Невзлин встречался с Литвиненко в Тель-Авиве, чтобы обсудить дело ЮКОСа, за три месяца до его смерти. В декабре Невзлин сказал: "Александр позвонил мне около трех месяцев назад и сказал, что он находится в Израиле. Наша встреча не была запланирована, но я согласился с ним встретиться. Он имел на руках ряд документов ФСБ, касающихся уголовных деяний, совершенных при непосредственном участии российских властей, в том числе нелегальных попыток сменить собственника ЮКОСа".
Невзлин считает, что Литвиненко заставили замолчать из-за того, что он слишком много знал о лицах в Кремле, которые своими действиями вызвали крах ЮКОСа - самой крупной российской частной нефтяной компании. Его адвокаты передали 18-страничное досье, полученное от Литвиненко, группе детективов Скотланд-Ярда, расследующей его смерть.
Цепову принадлежало охранное предприятие, которое поставляло телохранителей Путину в те времена, когда российский президент еще был заместителем мэра Санкт-Петербурга в начале 1990-х годов. Впоследствии Цепов использовал свои кремлевские связи, чтобы вмешаться в переговоры между акционерами ЮКОСа и российскими властями, утверждает газета.
В сентябре 2004 года он поступил в больницу Санкт-Петербурга с сильнейшим пищевым отравлением. Как и в случае Литвиненко, затем у него появились классические симптомы радиационной болезни: он стал бледным, у него начали выпадать волосы, и упал уровень белых кровяных телец.
Роман Белинсон родился в 1962 году в Ленинградском пригороде Колпино. Говорят, что мама Ромы была главным стоматологом в системе исправительных учреждений Ленинграда и области. Благодаря этому человек с фамилией Белинсон поступил в Высшее политическое училище МВД СССР, где сменил фамилию на "Цепов" при вступлении в ряды КПСС. Служил во внутренних войсках и подал в отставку (по другим сведениям - был уволен) в начале 90-х годов в чине капитана ВВ, утверждает "Новая газета".
С 1992 года, когда Цепов открывает в Петербурге одно из первых (лицензия № 020004) частных охранных предприятий "Балтик-Эскорт", в сферу его охраны сразу попадают престижные объекты в центре города, круизные суда, гастролирующие эстрадные звезды. По одной из версий, идея создания ЧОП принадлежала офицеру бывшего 9-го управления КГБ СССР Виктору Золотову. По другой версии, Золотов, находившийся в то время в кадровом резерве, сам работал в охранных структурах Цепова. Так или иначе - похоже, что они развивали этот бизнес вместе.
Самым важным куском, доставшимся "Балтик-Эскорту", стала охрана семьи мэра СПб Анатолия Собчака, то есть Людмилы Нарусовой и довольно своенравной уже в те годы Ксении, а также вице-мэра В.В. Путина. Никому из этих лиц государственная охрана не полагалась, хотя потребность в ней реально существовала. В неосторожно данном интервью газете "Версия" в 1999 году Цепов рассказал: "…тогда я брал с Путина "несколько копеек", потому что охрана вице-мэра поднимала имидж агентства. Путин платил всего лишь на зарплату двум ребятам - 400-500 долларов. Для него это была подъемная сумма. Удобный был клиент…".
"Новая газета" утверждает, что "Балтик-Эскорт" охранял трафик "черного нала", используемого питерскими властями и бизнесменами, желающими договориться с мэрией. "Контакты Цепова с ведущими преступными группировками СПб были общеизвестны. - утверждает издание. - В "Балтик-Эскорте" какое-то время работал Александр Ткаченко, он же Ткач, лидер пермской ОПГ. Цепов имел дела с Александром Малышевым (малышевская ОПГ), позднее убитым, был накоротке с депутатом Юрием Шутовым, впоследствии обвиненным в заказных убийствах. Были у него контакты и с братьями Шевченко, один из которых убит, а второй получил семь лет условно за вымогательство.
При губернаторе Яковлеве Цепов продолжал заниматься своими делами, контролируя (редко возглавляя формально) ряд легальных коммерческих структур и теневых "бизнесов", тут и там собирая некую охранную дань, на какие-то цели между кем-то эти деньги перераспределяя. Этот период совпал с самыми кровавыми разборками и заказными убийствами в новейшей истории города.
При этом есть свидетельства того, что у Цепова было прикрытие в УФСБ и ГУВД. Цепов при необходимости предъявлял "корочки" самых разных силовых структур. Кроме спецсигналов, которыми были оборудованы многие машины "Балтик-Эскорта", у самого Цепова была "непроверяка" - особый пропуск, гарантирующий автомобиль от остановок и досмотров. Еще во времена, когда основы могущества "Ромы" лишь закладывались, а его будущие покровители на высшем уровне были "еще никто", у Цепова наряду с неформальным был и некий тайный, но, видимо, вполне официальный статус. Без этого он просто не смог бы уйти от ответственности по многочисленным уголовным делам, которые против него возбуждала или имела намерения и основания возбудить прокуратура, подчеркивает "Новая газета".