Как передает ИТАР-ТАСС, больше других пострадал 1-й реактор - его стержни разрушились на 70%. В нем опять накапливается водород, что может привести к новому взрыву (первый, напомним, там случился на следующий день после землетрясения). Чтобы снизить такую вероятность, в реактор будет закачан газообразный азот. Топливные стержни 2-го реактора разрушены на 30%, 3-го - на 25%.
По сообщению оператора, на станции "сохраняется весьма высокий уровень радиации, что не позволяет проводить ряд работ". На сегодняшний день уровень радиации внутри реакторов, согласно сообщению TEPCO, составил 31,1 зиверта/час на первом, 31,3 зиверта/час на втором и 19,8 зиверта/час на третьем энергоблоках. Непосредственно после аварии этот показатель доходил до 167 зивертов/час, то есть был в 5-8 раз выше, чем сейчас.
- Япония извиняется перед соседями, а те хотят ее уличить
- Вблизи реакторов опять начнут распылять "чудо-смолу"
- Бывший чернобылец раскрыл секрет катастрофы - принимаемые меры бесполезны
- Жители возвращаются в зону отчуждения, не зная об уровне радиации
Ранее о том, что на первый энергоблок будут закачивать азот, сообщил японский телеканал NHK, также ссылаясь на компанию-оператора АЭС Tokyo Electric Power Company (TEPCO).
Водород скапливается под защитной оболочкой первого реактора, к чему, как предполагают, могло привести разрушение топливных стержней и радиоактивная вода. TEPCO планирует также закачать азот во второй и третий реакторы. На всю процедуру потребуется несколько дней, при этом не исключен выброс радиации в атмосферу.
Станция оборудована специальными устройствами для закачки азота внутрь реакторов, но компания-оператор на этот раз собирается сделать это альтернативными способами, добавляет телеканал, не уточняя, почему и какими именно.
После разрушительного землетрясения и цунами 11 марта на станции, расположенной на берегу океана, было повреждено электрооборудование и нарушена система охлаждения реакторов. В первые дни после удара стихии на первом, третьем и, возможно, четвертом энергоблоках АЭС произошли мощные взрывы водорода. Они нанесли большой ущерб этим зданиям, привели к разбросу радиоактивных обломков.
Всего в результате перегрева реакторов и серии взрывов и пожаров четыре из шести были серьезно повреждены. 2 апреля в стене одного из бетонных колодцев дренажной системы станции был выявлен 20-сантиметровый пролом, из которого в океан вытекала радиоактивная вода. Только в среду, 6 апреля, трещину удалось заделать путем закачки 1,5 тысячи литров так называемого жидкого стекла, а также специального затвердителя.
Вместе с тем специалисты не исключают, что в помещениях АЭС вскоре обнаружатся другие проломы и трещины, из которых просачивается зараженная вода. Как считает японское Агентство по ядерной и промышленной безопасности, только одним источником утечки невозможно объяснить высокий уровень радиации в морской воде - он в сотни раз превышает предельную норму, которую человек может получить в час, и является смертельным.
Одновременно непроизвольными утечками ликвидаторы аварии на станции принудительно сбрасывают в Тихий океан воду с небольшой концентрацией радиоактивных элементов, чтобы освободить место для хранения большого количества высокорадиоактивных веществ, а также возобновить работы по охлаждению энергоблоков. Речь идет об 11,5 тысячи тонн зараженной воды, которую начали сбрасывать в понедельник, 4 апреля, и планируют закончить в пятницу, 8 апреля.
Япония извиняется перед соседями, а те хотят уличить ее в нарушении международного права
Правительство Японии в среду принесло извинения соседним странам за это вынужденное решение и за то, что им не сообщили о нем заблаговременно. "Этот шаг был предпринят для того, чтобы предотвратить утечку воды с содержанием большого количества радиоактивных элементов. Мы понимаем, что сбрасываем радиоактивную воду, и очень сильно сожалеем об этом", - сказал генсек правительства Японии Юкио Эдано, чьи слова приводит "Интерфакс".
Между тем, представитель МИДа Южной Кореи Ким Бон Хюн заявил о необходимости установить, нарушила ли Япония нормы международного права, не предупредив соседей о сбросе радиоактивной воды. Накануне, напомним, ведомство выразило озабоченность возможным загрязнением окружающей среды, а также недовольство тем, что о планах Японии Южная Корея узнала из сообщений СМИ.
Вблизи реакторов опять начнут распылять "чудо-смолу"
Впрочем, помимо воды, опасность представляют радиоактивные вещества, осевшие на зданиях энергоблоков, и разбросанные вокруг них взрывами обломки. Чтобы предотвратить их распространение, в зоне АЭС решено возобновить распыление сжиженной синтетической смолы, которая быстро затвердевает, связывая радиоактивные частицы. В обычной практике она применяется для затвердения поверхности грунта на стройплощадках, чтобы блокировать пыль и мелкий песок.
Пробная операция уже была проведена 1 апреля и, по оценке экспертов, была достаточно эффективной. Раствор смолы был распылен с западной стороны четвертого энергоблока с помощью мобильной установки, позволяющей оператору находиться на расстоянии 150 метров. Пленка зеленого цвета удерживается на поверхности от шести месяцев до года.
Как предполагалось, смола должна "закрыть" в сжатые сроки прежде всего наиболее разрушенные взрывами водорода участки комплекса АЭС. Но этот план до сих было трудно быстро реализовать из-за дождей, ветра и чрезмерной высокой радиации, сообщает ИТАР-ТАСС.
В ближайшие дни раствор планируется распылять у общего бассейна для отработанных топливных стержней и затем перейти на территорию вблизи четвертого, пятого и шестого реакторов. Всего в течение двух недель планируется использовать 60 тысяч литров этого вещества.
Бывший чернобылец раскрыл секрет катастрофы и назвал бесполезными принимаемые меры
Между тем любопытную точку зрения по поводу ситуации на АЭС в Фукусиме высказал в среду "Интерфаксу" бывший заместитель руководителя Чернобыльской АЭС Александр Коваленко. Полное интервью с ним опубликовано на сайте агентства. Он считает, что после землетрясения и цунами никакой техногенной катастрофы с реакторами на японской станции не было, но "растерянность и бездействие руководства компании-оператора довели аварию средней тяжести до настоящей катастрофы".
Коваленко, который после чернобыльской аварии также являлся начальником отдела информации и международных связей при правительственной комиссии по ликвидации последствий, заявил, что власти и атомщики Японии не только проигнорировали информационные и организационно-технические уроки Чернобыля, но и оказались "неоправданно медлительными" и "не способными принимать решения в режиме реального времени".
Судя по официальным сообщениям, после природной катастрофы сотрудники станции не сами, а по приказу руководства были эвакуированы от аварийных энергоблоков. Такое решение было принято из-за нараставшего давления внутри атомной силовой установки и повышения уровня радиации. "То есть персонал станции следил за надвигающейся катастрофой с безопасного расстояния! В результате существенно упал уровень воды, что привело к нарастанию давления внутри реакторов и последующим взрывам и выбросам, а уровень радиации катастрофически поднялся", - отметил эксперт.
"Работы по восстановлению электроснабжения с помощью мобильных силовых установок начались на первом и втором блоках только 14 марта, когда авария уже переросла в катастрофу", - сказал Коваленко.
При этом ситуация, аналогичная японской, возникала и в Советском Союзе, когда 7 декабря 1988 года в Армении произошло землетрясение силой около 8 баллов. Но на местной АЭС в течение короткого времени ситуация была стабилизирована и катастрофу удалось предотвратить.
По словам бывшего чернобыльца, во время бедствия почти все сотрудники армянской станции покинули ее, и в связи с отсутствием оперативного и ремонтного персонала возникла угроза перегрева реактора. Чтобы предотвратить аварию, Совет Министров и Минатом СССР немедленно перебросили туда персонал с других АЭС, главным образом с Кольской станции. Таким образом, срочно, всего за несколько часов, прибывшие специалисты восстановили подачу воды для охлаждения активной зоны, в том числе при помощи пожарных машин.
В Японии же правительство до сих пор не объявило мобилизацию нескольких тысяч человек на ликвидацию аварии, отмечает эксперт. На АЭС в Фукусиме работают лишь несколько сотен человек - по 50 в четырехчасовую смену. "Этого явно недостаточно, особенно с учетом замены получивших предельную дозу, а также необходимости передачи накопленного опыта и информации, - подчеркивает он. - Даже по поводу использования военных вертолетов, экипажи которых по определению призваны победить или погибнуть в случае национальной беды, шли долгие дискуссии".
Коваленко считает, что меры, которые теперь собираются предпринять компания-оператор и японские власти, будут малоэффективны. "Поврежденные реакторы планируется накрыть колпаками из специальной ткани. На мой взгляд, это бесполезно, так как ткань будет быстро разрушаться под воздействием высокой температуры. Уверен, что это просто попытка покрыть разрушенные энергоблоки для успокоения общественности", - заявил он.
То же касается и российского плавучего комплекса для переработки жидких радиоактивных отходов "Ландыш". "С политической точки зрения, это эффектный жест с российской стороны, но практического смыла я в использовании этой установки в Японии не вижу", - сказал он, пояснив, что данная система и ей подобные перерабатывают только низко- и среднеактивные радиоактивные отходы и не имеют законченного технологического цикла по отвердению остатка. В Японии же речь идет о высокоактивной воде.
Специалист заключил, что в результате вся территория в радиусе как минимум 30 километров от фукусимской станции "долгое время, а может, и навсегда будет непригодна для проживания и хозяйственной деятельности". Кроме того, ситуация может усугубиться из-за проблем с охлаждением реакторов. "Станцию придется закрыть, территорию долго и нудно дезактивировать, неся огромные материальные и человеческие затраты".
Российские журналисты из зоны отчуждения: граница условна, жители возвращаются, не зная о высокой радиации
Пока расширять зону обязательной эвакуации вокруг АЭС в Фукусиме, которая сейчас составляет 20 километров, японские власти не торопятся, причем некоторые местные жители уже постепенно возвращаются туда. Уровень радиации там сейчас превышает норму более чем в три раза, но многие просто об этом не знают, сообщает с места событий корреспондент телеканала "Вести".
По его словам, дорога в сторону аварийной станции свободна для любого транспорта. На пути съемочной группе встретился только один полицейский пост, где журналистов пропустили, ни о чем не предупредив.
"Граница запретной зоны более чем условна. Единственным предупреждением на всем пути служит электронное табло. Здесь написано: "До атомной станции - 20 км. Эвакуируйтесь, дальше проезд запрещен". Дальше - никаких опознавательных знаков", - рассказывают они.
О том, что это - зона отчуждения, догадаться можно по косвенным признакам: безлюдные улицы и отсутствие восстановительных работ на дорогах. В 15 километрах от станции уровень радиации в атмосфере превышает норму в 12 раз, но если приблизить дозиметр к земле, показатель возрастает примерно вдвое. Чем ближе к АЭС, тем уровень выше.
Тем, кто решил вернуться и наладить прежнюю жизнь, приходится делать это в тяжелых условиях не только из-за радиации. Восстановительные работы после землетрясения еще очень далеки от завершения, дома полуразрушены. Электричество восстановлено, но по-прежнему нет газа. Днем уже не так холодно, но ночью приходится спать под несколькими одеялами.
Но местные жители говорят: "Может, это и легкомысленно, но все же ситуация не такая уж плохая. Может, обойдется".