Это изображение выполнено по принципу лентикулярный растр – знакомая всем с детства "переливающаяся" стереооткрытка. Называется эта работа "Бородачи с Востока: они заставили империю креститься". Поначалу зрителю кажется, что перед ним - Христос, но стоит зрителю сделать несколько шагов в сторону, и лик Иисуса перевоплощается в портрет террориста номер один. Бен Ладен изображен в той же благостной позе, что и Иисус: взор обращен к небесам, лицо сияет, над головой небольшой нимб (полный текст на сайте InoPressa.ru).
Это произведение – одна из более чем 600 работ, поданных на соискание премии Блейка за произведения в области религиозного искусства, – было выставлено всего за несколько дней до визита президента Буша в Австралию.
"Люди зациклены на обоих: на бен Ладене и на Христе; разницы никакой", – предложила свое понимание произведения одна из посетительниц выставки, молодая студентка художественного колледжа. Она отметила, что произведение задумано как "сравнение двух видов фундаментализма".
Картина с бен Ладеном поначалу вызвала бурю возмущения, но ее автор, художник Присцилла Джойс Брекс, сказала, что в своей работе ставит вопрос о "взаимосвязях между современной массовой культурой и будущим, которое мы формируем".
В пресс-релизе к выставке Брекс написала: "Говорят: "Прежде, чем мечтать, хорошенько подумай – понравится ли тебе, если твои мечты сбудутся?" Может быть, нам следует с умом выбирать не только мечты, но и страхи, о которых мы напряженно думаем? А вдруг благодаря энергии, которую мы в них вкладываем, эти страхи воплотятся в реальность?" В интервью местной газете Брекс высказалась менее витиевато, отметив, что некоторые могут увидеть в ее работе взаимоналожение добра и зла.
Одна из экскурсоводов выставки утверждает, что не понимает, отчего столько споров: "Люди говорят, что у Христа и бен Ладена одно и то же лицо – да нет же, не совсем. И чем больше людей увидит эту работу, тем меньше будет нареканий".
Однако верующие возмущены не только этим изображением. На втором этаже стоит статуя под названием "Четвертое фатимское откровение" (имеется в виду явление Девы Марии детям в португальском местечке Фатима, когда она якобы сообщила три пророчества). Статуя изображает Пресвятую Деву, голова и торс которой закутаны в синюю афганскую чадру, – именно в таком наряде полагалось появляться женщинам в общественных местах при режиме талибов.
Разумеется, известно всего три фатимских откровения Пресвятой Девы, но автор скульптуры Люк Салливан задумался над тем, что могло бы содержаться в гипотетическом четвертом: уж не пророчество ли о "взлете ислама", вопрошает он в комментарии к своей работе.
В дискуссию вмешались и политики. "Выбор подобных художественных произведений беспричинно оскорбляет религиозные убеждения многих австралийцев", – заявил премьер-министр Джон Говард.
Лидер оппозиционной Лейбористской партии Кевин Радд, ярый противник войны в Ираке, имеющий хорошие шансы занять пост премьер-министра, тоже раскритиковал работу. "Я признаю, что люди, как говорится, имеют право на свободу творчества, но лично я нахожу, что эта картина ни в какие рамки не лезет. Я могу понять, почему люди воспринимают ее как оскорбление", – заметил он.
Австралийское христианское лобби – организация, защищающая интересы местных христиан – тоже осудило работы. "Крайне прискорбно, что по отношению к христианской вере люди позволяют себе вольности, которых они бы себе не позволили по отношению к другим религиям", – заявила официальный представитель этой организации Глайнис Кинлен.