"Все газеты должны были опубликовать карикатуры датского издания, газеты, не сделавшие этого и называющие себя светскими, в действительности - трусы. Истинное богохульство - это отрезать голову заложнику перед телекамерой или взорвать себя, произнося имя Мухаммеда", - заявил он.
Философ, внесший вклад в крушение коммунизма и продолжающий сегодня в своих книгах бороться против отхода от традиционных ценностей и моральных норм, который угрожает Западу, не скрывает своего негодования. Глюксманн предупреждает, что фанатизм питается капитулянтством сторонников светского образа жизни.
По мнению газеты, в основе "карикатурного конфликта" лежит простой вопрос: должны ли те, кто не исповедуем ислам, подчиняться запретам этой религии? И, отвечая на него, Глюксманн напоминает, что во Франции, как и в Европе, жили и живут по законам, далеким от догм шариата. Поэтому европейцы не должны следовать исламским условностям, приводит мнение философа издание (полный текст на сайте Inopressa.ru).
"Закон в демократических странах подразумевает, прежде всего, свободу выражения, в частности - в форме свободной прессы", - говорит философ. Поэтому нет ничего противозаконного в том, что карикатуристы демонстрировали свой талант. "Если кто-то сочтет, что газета нарушила законы страны - я говорю законы, а не шариат, - он имеет все права обратиться в суд, чтобы призвать к ответу газету и карикатуриста", - подчеркивает он.
Однако ни в коем случае нельзя требовать от правительства, от газеты накладывать запрет на публикацию в качестве превентивной меры: "ни религиозные, ни политические власти не обладают правом цензуры". В демократической стране, говорит Глюксманн, нет никакой предварительной цензуры.
Отвечая на вопрос о возможности существования "умеренного, просветительского, терпимого и открытого внешнему миру ислама", философ в качестве примера толерантной позиции приводит еженедельник Shihane, выходящий в Аммане, Иордания. Как известно, редакция напечатала некоторые спровоцировавшие скандал рисунки, сопроводив их призывом к мусульманам всего мира "одуматься" и не раздувать необоснованного скандала. "Что наносит больший вред исламу: эти карикатуры или же кадры, демонстрирующие мусульманина, перерезающего горло заложнику, или смертник, который взрывает себя на празднике по случаю свадьбы в Аммане?", - задавалось вопросом издание. В ответ редактор был немедленно уволен, а весь тираж изъят. По словам Глюксманна, "газета писала, что самое сильное оскорбление - вовсе не карикатура", и "это справедливо".
И если увольнение редактора Shihane можно понять, ведь Иордания стала единственной мусульманской страной, осмелившейся опубликовать данные рисунки, то такие действия во Франции в отношении редактора France soir публицист называет "подлостью и глупостью". "Это право директора - увольнять своего главного редактора, пусть даже этим решением он выставляет себя на посмешище. Меня возмущает то, что Франция, светская страна, порой становится страной подлости", - заявил он, напомнив, что карикатуры опубликовали многие газеты в других европейских странах. Так что, заключает Глюксманн, в данном случае "это не проблема цензуры, это проблема подлости".
В интервью газета напомнила, что многие, в том числе и египетский президент Мубарак, отличающийся на фоне других мусульманских лидеров, умеренностью, называют публикацию карикатур ошибкой, "ибо они дают повод к выступлению фанатикам и террористам". Однако Глюксманн считает такой подход ошибочным: "Вместо того чтобы уступать натиску фанатиков, господину Мубараку следовало бы объяснить своим фанатикам преимущества свободы печати".
Многие европейские СМИ согласны с такой позицией. Публикации карикатур на Мухаммеда стали своего рода "акцией неповиновения" и появились во Франции, Германии, Дании, Норвегии, Италии, Испании. Эти издания заявили о недопустимости отступать перед исламом, тем самым де-факто признав, что отстаивают не только свободу прессы, но и европейскую христианскую цивилизацию, которой, по их мнению, угрожает ислам. В минувшую среду Reporters Without Borders распространили заявление генерального секретаря организации Роберта Менарда, который подчеркнул, что реакция арабских стран свидетельствует о том, что там не понимают характера свободы слова.