"Мы нашли все основные узлы самолета и уже в первый день, приехав на место падения самолета, нашли систему "свой-чужой", и в настоящее время она находится под охраной", - сказал во вторник вечером программе "Панорама" Литовского ТВ глава межведомственной комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы бригадный генерал Виталиюс Вайкшнорас.
При этом он не ответил на вопрос, действует ли система и доступны ли ее коды военным Литвы и НАТО. "Это не было объектом расследования возглавляемой мной комиссии", - сказал Вайкшнорас, добавив, что решение о системе по всей видимости будет принимать прокуратура. Глава комиссии сказал, что не получал от НАТО просьбу предоставить информацию о системе "свой-чужой", которой обладает Литва.
В ответ на это глава Минобороны РФ Сергей Иванов опроверг заявления литовских представителей о том, что в их руках находится система распознавания "свой-чужой" с разбившегося Су-27. "Разговоры о том, что эта система могла попасть в руки других - это спекуляции и колебания воздуха", - сказал Иванов.
Литва уже передала российской стороне выводы комиссии по расследованию катастрофы Су-27, признавшей, что авиакатастрофа российского истребителя - это "совокупность технических, организационных и человеческих факторов".
Уполномоченный Минобороны генерал-майор Сергей Байнетов назвал эти выводы субъективными, передает ИТАР-ТАСС. Он сказал, что это всего лишь версии, которые еще должна подтвердить созданная в России комиссия. Байнетов также категорически отверг утверждения, что система "свой-чужой" с разбившегося Су-27 попала в чужие руки.
Российская сторона вскоре после падения самолета 15 сентября заявила, что система "свой-чужой" была уничтожена при катапультировании пилота.
Ранее начальник пресс-службы ВВС полковник Александр Дробышевский также опровергал возможность попадания этой системы в руки литовских военных. "Попадание "в чужие руки" системы "свой-чужой" с разбившегося в Литве российского истребителя полностью исключены, поскольку они уничтожены", - заявил Дробышевский.
"Во-первых, - отметил он, - в обязанностях летчика записано, что если самолет производит аварийную посадку, то он обязан нажать кнопку уничтожения системы "свой-чужой". Во-вторых, если летчик катапультируется, то данная система стирается автоматически".
Более того, по словам Дробышевского, если самолет "терпит аварию и врезается в землю с перегрузкой 4 и более единицы, как это произошло в Литве, то секретный код "свой-чужой" также автоматически уничтожается". Официальный представитель ВВС также подчеркнул, что "если в течение суток система не будет перенастроена, то она самостоятельно уничтожится".
"Поэтому, - продолжил Дробышевский, - все сообщения о том, что система опознавания "свой-чужой" могла попасть в руки к натовским экспертам не имеют под собой никаких оснований".
- Судьбу пилота Троянова и обломков разбившегося Су-27 решит прокуратура
Пилота разбившегося в Литве российского истребителя Су-27 в среду допрашивать не будут, сообщил радиостанции "Маяк" следователь Генпрокуратуры Литвы Миндаугас Дуда.
По его словам, в ближайшие два дня будет решено - прекращать следствие в отношении летчика или продолжить разбирательство. Дуда сообщил, что он изучает выводы межведомственной комиссии, расследовавшей причины аварии Су-27 и другие материалы по этому инциденту.
Министр обороны Литвы Гядиминас Киркилас подчеркивает, что регион Балтийского моря - не самый подходящий полигон для военных учений или испытаний. Он заявил об этом после состоявшейся во вторник встречи с президентом Валдасом Адамкусом, который был ознакомлен с заключением расследования аварии российского военного истребителя Су-27.
Разбившийся 15 сентября в Литве истребитель был вооружен четырьмя ракетами класса "воздух-воздух". Вместе с ним в нейтральной зоне над Балтикой летели еще шесть российских самолетов - самолет-радар A-50, три самолета электронной разведки Су-24, истребитель-перехватчик МиГ-25 и еще один истребитель Су-27.
"Такой демонстрации силы может и не быть. Надеюсь, что Российская Федерация сделает выводы", - сказал Киркилас.
На вопрос, не намерена ли после этой аварии Литва закрыть воздушный коридор для пролетающих транзитом над страной российских самолетов, министр ответил, что "сначала прокуратура даст свою правовую оценку, а если понадобятся какие-либо дипломатические шаги, думаю, что это сделает МИД".
Отвечая на вопрос, не должна ли Россия еще раз извиниться перед Литвой за этот инцидент, министр сказал, что "извинения формально есть". "Нужны ли они еще, я не знаю. Если есть желание иметь отношения еще лучше, почему бы нет. Они никогда не повредят", - сказал Киркилас.
Он подчеркнул, что у него нет никаких претензий к работающим в Вильнюсе российским представителям. "Они работают корректно, по возможности предоставляют нам информацию", - сказал министр, добавив, что тем не менее Литва не получила от России всей запрошенной информации.
Министр не смог ответить, в каком размере Литва попросит компенсировать ущерб от аварии Су-27. По его словам, этот вопрос будет решать прокуратура.
Комиссия также не занималась вопросом, почему российские истребители летели на подступах к Литве. По словам Киркиласа, была получена информация, что это учебный полет.
Российский истребитель Су-27 разбился 15 сентября на территории Литвы в сопредельном с Калининградской областью Шакяйском районе. Пилот Валерий Троянов катапультировался и не пострадал. Его подозревают в нарушении правил международных полетов. Троянов находится под домашним арестом в гостинице.