Жалоба ЮКОСа была подана в ЕСПЧ 23 апреля 2004 года. Истцы утверждают, что российские власти выдвинули против компании необоснованные налоговые претензии, чтобы обанкротить ее и продать конкурентам, находящимся под госконтролем. Сумма претензий была рассчитана так: к компании были применены завышенные налоговые требования, в результате чего ЮКОС переплатил 33 млрд долларов, ее активы были проданы по заниженной цене, а акционеры хотели бы получить упущенную выгоду. Сумму определил независимый оценщик, которого одобрил суд. В качестве компенсации за понесенный ущерб от действий властей компания потребовала 98 млрд долларов. Эта сумма даже в форме пока только заявления беспрецедентна для России в свете рассматриваемых против нее дел в ЕСПЧ.
Российская сторона настаивает на том, что претензии "являются необоснованными", и призывает суд отказать истцам в рассмотрении жалобы. Свой вердикт европейские служители Фемиды пообещали огласить через несколько месяцев, пишет РБК daily.
- Инопресса: в суде с обеих сторон сражаются британские адвокаты
По мнению экспертов, если Европейский суд из множества предъявленных к российским властям претензий удовлетворит хотя бы толику и взыщет с казны хотя бы копейку, это удвоит ущерб авторитету российского государства - учитывая масштабную негативную реакцию в мире на сам арест бывшего владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского в 2003 году и последующий раздел компании, отмечает "Время новостей".
При этом вероятность проигрыша России в данном деле существует, по крайней мере если исходить из того, что ЕСПЧ признавал нашу страну виновной по делам, в которых речь шла о куда менее существенных нарушениях, как по самим фактам, так и по оценке заявленного и присуждаемого в итоге ущерба.
Иск достаточно долго к рассмотрению не принимался, но потом в январе прошлого года процесс пошел. Российской стороне несколько раз удавалось слушания откладывать, но 4 марта они все-таки состоялись. И хотя окончательного решения, видимо, предстоит ждать еще достаточно долгое время, эксперты уже сейчас высказали предположения о том, какими могут оказаться последствия иска и для России, и для самого Ходорковского.
Первый вице-президент Федерального союза адвокатов России Игорь Трунов заявил, что "вероятность решения ЕСПЧ в пользу ЮКОСа вполне очевидна". При этом адвокат достаточно жестко подчеркнул, что такого размера компенсация, конечно, никогда не может быть присуждена. "Потому что в этом случае ЕСПЧ превратится в дубину, которой легко можно будет глушить целые страны, а это противоречит основной цели Европейского суда". А она, по мнению Трунова, заключается прежде всего в том, чтобы "мягко влиять на правовые системы и правоприменительную практику тех стран, которые участвуют в Европейской конвенции по правам человека".
Адвокат напомнил, что максимум от России ЕСПЧ требовал компенсации в 100 тысяч евро, так что если по иску акционеров ЮКОСа будет 150 тысяч, то больших последствий для российского государства не будет.
Вместе с тем, отметил он, чем дольше дело ЮКОСа лежало в ЕСПЧ, тем большее эмоциональное давление на власти нашей страны оно оказывало. Так что если будет принято положительное для компании решение, то такое давление прекратится.
Но сам проигрыш для российских властей по одному – пусть даже и такому громкому – делу не так страшен. Дело ЮКОСа, заметил Трунов, просто станет еще одним в том потоке исков против РФ, который год от года растет. Хотя, конечно, он не стал отрицать, что репутационный вред России будет нанесен – хотя бы потому, что именно так ЕСПЧ и наказывает проигравшие в нем государства.
Адвокат Генри Резник сказал, что если дело российской стороной будет проиграно, то, какой бы ни была сумма присужденной компенсации, ее надо будет заплатить. "Ситуация абсолютно ясна – неисполнение решений ЕСПЧ означает выход России из Совета Европы". Вслед за защитой Ходорковского и Лебедева он признал, что позиция, занятая российской стороной на страсбургском процессе, фактически дезавуирует обвинения, предъявляемые сейчас Ходорковскому и Лебедеву. "Если государство признает, что была коммерческая деятельность, была торговля нефтью, была уплата налогов, то о каком ее воровстве можно говорить".
Что же касается ответа на вопрос, а сможет ли серьезно повлиять решение ЕСПЧ на второе дело ЮКОСа в России, Резник ответил очень витиевато: "Если кто-то из людей наверху считает, что главная цель его существования – это посадить Ходорковского на всю его оставшуюся жизнь, то не исключено, что будет решено закрыть на все глаза. И тогда у нас будут взаимоисключающие решения". То есть в Страсбурге Россия признает, что руководство ЮКОСа свою же нефть не воровало, но в Москве прокуроры будут обвинять их в этом по-прежнему.
А пока судьи выслушали все выступления сторон и ответы на поставленные вопросы, председатель палаты ЕСПЧ Розакес объявил о закрытии слушания дела "Нефтяная компания ЮКОС против России" и добавил, что "стороны будут проинформированы о дате вынесения решения".
Как правило, после устного рассмотрения дела у суда уходит около трех месяцев на вынесение решения, учитывая тот факт, что основное разбирательство происходило заочно, в письменном виде. По мнению некоторых экспертов, постановление ЕСПЧ по этому делу будет вынесено к июню.