В выпусках новостей общенациональных телеканалов в дни перед президентскими выборами 14 марта присутствует только один главный герой - Владимир Путин. Путин на маневрах, Путин, произносящий важные речи, Путин, отправляющий в отставку премьера, Путин, представляющий нового главу правительства. Официально это все не предвыборная кампания. В таковой Путин не участвует. Путин просто занимается политикой, и СМИ просто информируют об этом.
Шесть кандидатов, которые конкурируют с Путиным, в новостях не фигурируют. Лишь через рекламные ролики они попадают на национальное телевидение - единственное средство массовой коммуникации, которое охватывает каждый уголок самой большой в мире страны. Мало кто знает имена кандидатов.
"Телевидение - это все, контроль над телевидением означает власть", - говорит журналист Михаил Фишман из Newsweek Russia. Согласно опросам, лишь девять процентов россиян доверяют СМИ, но при этом 70% не против, если свобода прессы будет ограничиваться и дальше, добавляет он.
Помимо телеканалов, существуют независимые газеты, которые, однако, можно приобрести лишь в крупных городах страны, есть местная и чрезвычайно популярная радиостанция "Эхо Москвы" с миллионной аудитории в московском регионе, но это далеко не вся Россия.
"Если кто-то скажет, что в России существует свобода прессы, то я соглашусь: да, для одного процента населения", - говорит депутат-либерал Владимир Рыжков. - Но если меня спросят: для всех? - я отвечу: нет. Западным гостям показывают крупные газеты, радио "Эхо Москвы", которые охватывают один процент населения, и говорят, что у нас свобода прессы. Это как многопартийная система в бывшей ГДР".
Совокупный тираж важнейших газет составляет 4 миллиона экземпляров. При этом избирателей в России около 110 миллионов.
Главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов с определенной гордостью рассказывает, что Путин время от времени запрашивает записи интервью. Ведь Кремлю самому нужно независимое освещение событий, говорит он и добавляет, что после выборов ситуация еще усугубится: новый закон о СМИ уже лежит в администрации президента.
Он даст новому владельцу контрольного пакета акций радиостанции, концерну "Газпром", больше влияния на редакционную политику, опасается Венедиктов. Пока редакция своими 34 процентами акций защищает свой устав, по которому главный редактор определяет стратегию. Если кто-то будет определять редакционную политику в обход него, то он уйдет, говорит бессменный шеф "Эха Москвы".
Венедиктов считает, что в ограничении свободы СМИ виноват не столько Путин, сколько политическая элита. К тому же, по его словам, граждане не видят взаимосвязи между благосостоянием и свободой.
"Если "Эхо Москвы" закроют, не будет никаких демонстраций", - говорит Венедиктов, в студии которого побывали Билл Клинтон, Герхард Шредер и многие другие российские и зарубежные политики.
"Нигде нет такой свободы прессы, как в России"
Политическая элита считает, что свобода прессы в России гарантирована. Губернатор Нижнего Новгорода, бывший коммунист Геннадий Ходырев говорит, что в одной лишь его области зарегистрировано 300 СМИ.
"Абсолютная свобода, по-моему, это миф, - говорит он. - На Западе тоже действует правило: кто платит, то и заказывает музыку". Если есть проблемы, то виноваты в них журналисты. "Они пишут то, что думают. Но иногда они пишут, не думая". И добавляет: "Нигде нет такой свободы прессы, как в России".
Либеральный политик Григорий Явлинский придерживается другого мнения: популярность Путина основывается на надеждах граждан, которым показывают одного-единственного политика.
"СМИ работают как в брежневскую эпоху", - проводит он параллель с советским временем. Его партии "Яблоко", представительство которой в Думе после парламентских выборов сократилось до четырех депутатов, предстоит борьба за выживание. "В огромной стране с 70 регионами без общенациональных газет, радио и телевидения мы просто не будем существовать". За упоминания в СМИ политики должны платить из-под полы, а можно заказывать и бойкоты, и критику.
Елена Панфилова из организации Transparency International говорит, что коррупция при Путине не увеличилась и не уменьшилась - она просто есть. В среднем граждане одну двенадцатую часть своего годового дохода тратят на взятки, говорит она. Коррупция имманентна системе: со времен царя и коммунизма русские не знали ничего другого.
Свобода слова и свобода прессы не воспринимаются как основные права. Большинство руководителей управляют средствами массовой информации, руководствуясь исключительно аспектами бизнеса, говорит Фишман: "СМИ у нас относятся к сфере бизнеса, а бизнес находится под контролем власти".