The Financial Times: внешняя политика Кремля вызывает беспокойство на Западе
Архив NEWSru.com
Предложение кандидатуры Михаила Фрадкова на должность нового премьер-министра едва ли повлечет за собой смягчение внешней политики Кремля, жесткость которой в особенности заметна в отношениях с бывшими республиками СССР.

Фрадков, кандидатуру которого Путин предложил в понедельник, имеет большой дипломатический опыт, что должно отразиться на его деятельности на новом посту. Но вместе с этим за ним тянется шлейф тесных связей со спецслужбами. Хотя о его личных взглядах ничего не известно, он относится к разряду силовиков, как называют бывших и нынешних работников спецслужб во главе с Путиным, полностью контролирующих сегодня Кремль, пишет The Financial Times (перевод на сайте Inopressa.ru).

Эта группа осуществляет государственный контроль в области политики и экономики. В области внешней политики члены этой группы придерживаются жесткой политики в отношении стран ближнего зарубежья. Игорь Иванов, министр иностранных дел, настаивает на том, что Россия должна отстаивать свои законные интересы и может с полным правом противостоять попыткам США усилить свое влияние, например, в Грузии.

Во время последней встречи с иностранными журналистами Иванов заявил: "Наши политологи обеспокоены тем, что США создает вокруг России кольцо. Мы должны соблюдать свои национальные стратегические интересы на территории бывшего СССР. Эти интересы отражают исторические связи, которые мы развиваем. Не надо воспринимать это как реконструкцию СССР... Основная цель России - создать вокруг страны зону безопасности".

Кроме того, вызывает беспокойство судьба 20 млн этнических русских, живущих на территориях бывших союзных республик. Расширяются экономические интересы России, что проявляется в инвестициях таких энергетических компаний, как газовая монополия "Газпром" и энергетический гигант "Единые Энергетические Системы".

Однако мотивы России вызывают сомнения в США и ЕС. В прошлом месяце Европейская комиссия обвинила Россию в "жестком" поведении по отношению к соседствующим государствам. В Америке считают, что наблюдается связь между внутренней политикой России и ее действиями по отношению к бывшим союзным республикам.

Имеющие место разногласия берут свое начало в событиях начала 1990-х, связанных с развалом СССР и продвижением НАТО на восток. В последние годы под управлением сильного президента и в условиях экономического подъема Кремль отыгрывает свои позиции на многих фронтах.

С начала были дискуссии в Брюсселе по поводу доступа в Калининград, который в мае должен был стать окруженным странами ЕС после вступления в него Польши и Литвы. Затем последовали спор с Украиной по поводу границы в районе Азовского моря, спор с Вашингтоном по поводу победы на выборах в Грузии Михаила Саакашвили и неудачная односторонняя попытка России прекратить продолжительный конфликт в Молдавии.

В дополнение к этому Россия пыталась противодействовать вступлению в НАТО стран Балтии. В прошлом месяце Россия выдвинула угрозу выйти из Договора об обычных вооружениях в Европе - ключевого договора между Востоком и Западом.

Кремль также высказывал запоздавший протест против восточного продвижения ЕС, ссылаясь на то, что это угрожает экономическим интересам России.

Наконец, Москва продемонстрировала свои политические возможности контроля над соседними государствами, временно обрубив основной газовый трубопровод, проходящий через Белоруссию. Это было сделано для оказания давления на Минск в споре об оплате, но вызвало бурю негодования в Польше.

Некоторые из конфликтов были улажены, другие же продолжают оставаться актуальными. Могут возникнуть и новые проблемы. Например, в России с опаской смотрят на Виктора Ющенко, который с наибольшей вероятностью придет на смену президенту Украины Леониду Кучме на осенних выборах, так как имеет сильную поддержку США.

Путин почти наверняка попытается предотвратить возникновение конфликтов, способных повлиять на отношения с США, Францией, Германией и Англией. Он понимает, что мировое сообщество, к которому он стремится принадлежать, находится под контролем Запада.

Он также с пониманием относится к антитеррористической войне, которую ведут Соединенные Штаты. Эта война помогает России защищаться от террористической угрозы, идущей с юга.

Так или иначе, диапазон возможностей силовиков и всех сторонников жесткой игры достаточно широк. Михаил Фрадков, кандидатура которого будет официально принята в Думе к концу этой недели, едва ли станет им препятствовать.