В понедельник в Нджамене наблюдалось относительное затишье: повстанцы отошли от президентского дворца в центре города, который атаковали двое суток, и засели на окраинах.
Правительственная армия восстановила контроль над городом. Однако, как считают военные наблюдатели, это - лишь передышка, повстанцы, у которых в отличие от властей нет складов боеприпасов и прочих резервов в городе, просто ждут подкреплений.
Были эвакуированы посольства США и Франции, также с помощью французских военных. Бегут из города и десятки тысяч чадцев. При этом накануне Генштаб Франции признал, что французские войска участвуют в столкновениях с повстанцами в Чаде.
Как отмечают старожилы Нджамены, бои в Чаде, история которого богата попытками военного переворота, - самые ожесточенные с 1990 года, когда нынешний президент страны Идрисс Деби Итно сам пришел к власти после путча.
Особенность нынешней попытки в том, что она объединила три группировки вооруженных противников режима, состоящих из недавних ближайших соратников Деби. Крупнейшая из них - Объединенные силы за демократию и развитие (ОСДР) во главе с Махаматом Нури, экс-министром и экс-послом в Саудовской Аравии, который присоединился к повстанцам два года назад.
Он - представитель клана горане, соплеменник бывшего президента Чада Хиссена Хабре, смещенного Деби. Вторую по значению организацию, Объединение сил за перемены, возглавляет Тиман Эрдими, в прошлом - начальник генштаба армии. Он одного с Деби народа загава и его дядя. Еще одна группировка - ОСДР- Основная, отколовшаяся от ОСДР, во главе с Абдельвахидом Абудом.
Все они выступают против "жестокого и коррумпированного", по их оценке, режима президента Деби, при котором народ загава, составляющий всего 3 проц населения, приобрел непропорциональное влияние в обществе.
Особенное возмущение вызывает засилие этнической группы загава в армии и полиции, а также присвоение верхушкой доходов от экспорта нефти и принятие поправок к конституции, открывающих Деби дорогу к третьему президентскому сроку.
К народу загава принадлежит и большинство повстанцев в соседнем суданском Дарфуре, поэтому Деби поддерживает их, а они нередко выступают на стороне его армии в самом Чаде. Судан, в свою очередь, вооружает и экипирует чадских повстанцев.