Призыв "Любимого руководителя" был очень воинственным. "Он сказал, что мы не выдерживаем конкуренции с американскими и европейскими фильмами. Мы должны превзойти американские фильмы", - сказал в интервью репортерам Ким Ман-сок, руководитель отдела пьхеньянской киностудии по продаже фильмов за рубеж.
Первый международный блокбастер уже намечен в производство. "Плохие фильмы не могут выйти на международный рынок, - поясняет Ким Ман-сок. - Поэтому в этом году мы боремся за то, чтобы произвести хорошие фильмы. Первый фильм будет называться "Секрет двух рук". В этом фильме рассказывается о судьбе Рикидодзана, знаменитого борца, корейца по происхождению, который был национальным героем в Японии в 1960-70-е годы. Фильм снят совместно с китайской киностудией.
"Вождь мирового пролетариата" Владимир Ленин рассматривал кино как средство пропаганды, и коммунистические северокорейские кинорежиссеры - которые подчиняются отделу пропаганды и агитации страны - щедро снабжают свои фильмы идеологией, пишет американская газета.
"В северокорейских фильмах плохие актеры, эти фильмы скучны, и в них в больших дозах содержится идеология, - говорит Андрей Ланков, российский ученый, работающий в Сеуле. Он жил в Пхеньяне в 1980-е годы, а недавно вновь посетил его. - Но фильмы Шин Санг-ока отличаются от остальных северокорейских картин, и люди стоят в очередях, чтобы попасть на них".
Шин Санг был южнокорейским кинорежиссером. В одном из самых загадочных эпизодов холодной войны он отправился в КНДР, чтобы спасти свою жену, актрису Чжу Юнь, которую похитили в Гонконге и вывезли в Северную Корею в 1978 году. Северокорейцы утверждают, что Санг добровольно решил остаться в их стране.
Ким Чен Ир поручил Шин Сангу улучшить качество северокорейских фильмов. Пока что самой знаменитой работой Санга стал фильм Pulgasari 1985 года о монстре, напоминающем Годзиллу, который помогал крестьянам и боролся с помещиками. Шин и его жена сбежали из КНДР в 1986 году, и, соответственно, его имя в северокорейской киноиндустрии померкло.
Прогулка по территории киностудии Пхеньяна дает представление о том, какой вид кинопродукции здесь предпочитают. Здесь стоят декорации традиционной северокорейской деревни у горы Пэктусан, где родился Ким Чен Ир. Есть здесь и декорации таких признаков капиталистического мира, как южнокорейский бар - вероятно, для того, чтобы снимать здесь сцены из упаднической жизни капиталистического общества, иронизирует The Washington Times.
Брайан Майерс, преподаватель курса о КНДР в одном из южнокорейских университетов считает, что Ким Чен Ир требует лучших фильмов из-за нелегальной конкуренции на внутреннем кинорынке. В середине 1990-х годов в КНДР через границу с Китаем хлынул поток заграничных фильмов и мыльных опер. С тех пор под влиянием конкуренции с этой кинопродукцией качество северокорейских фильмов существенно улучшилось, в них стало меньше идеологического контекста. "Их пропаганда заявляет: сейчас наши фильмы улучшились, и нам не нужно смотреть иностранные фильмы", - говорит эксперт.