Ким Тай Хи появилась в зале, до отказа заполненном зрителями из Северной и Южной Кореи. В помещении звучала танцевальная музыка, а стройные модели демонстрировали мини-юбки из грубой хлопчатобумажной ткани, воздушные блузки без рукавов, разноцветные рубашки и туфли на высоких каблуках, пишет The Washington Times, перевод статьи которой публикует сайт Inopressa.ru.
"Я очень рада, что мне довелось демонстрировать вещи производства Северной Кореи. Я и не мечтала об этом", - заявила Ким после 25-минутного показа продукции южнокорейской компании Shinwon Co., которая руководит фабрикой в Касонге.
Это был второй показ мод в истории КНДР, которая несколько лет назад провела в Пхеньяне показ традиционной одежды. Но показов западной моды здесь не бывало никогда. Около 500 граждан Южной Кореи в четверг пересекли укрепленную границу с КНДР, чтобы посетить показ, организованный южнокорейцами.
"Я надеюсь, что этот показ поможет развитию нашего бизнеса в КНДР", - заявил Рак Сун Чул, президент компании Shinwon, устроившей шоу в ознаменование открытия своей производственной линии в новом промышленном парке.
"Этот показ глубоко символичен, так как он дает северокорейцам редкий шанс почувствовать вкус рыночной экономики", - сказал один из организаторов.
Но северокорейцы, побывавшие на показе, говорили, что им претит это мероприятие "с иностранным душком". "Нет ничего нашего в этом показе, там господствовала западная культура, - заявил чиновник в черном костюме, лацканы которого украшали значки с портретом покойного Ким Ир Сена. - Южане должны больше следовать национальной традиции".
Он также обвинил США, которые вредят межкорейскому экономическому сотрудничеству, и призвал две Кореи выступить единым фронтом против Вашингтона, "стремящегося развязать войну на полуострове". На показе присутствовали семь северокорейских чиновников, отмечает The Washington Times.
На пяти производственных линиях фабрики работает около 280 граждан КНДР. Ими руководят семь представителей Shinwon, которые ежедневно приезжают на работу из Южной Кореи.
Фабрика в Касонге вышла на эксплуатационный режим в марте. Одежда ее производства продается в южнокорейских магазинах. Промышленный парк был разработан южнокорейским конгломератом Hyundai Group как модель межкорейского сотрудничества.
Южная Корея планирует разрешить сотням своих компаний к 2020 году разместиться в парке, где земля и рабочая сила недороги. Комплекс площадью 6,5 тыс. гектаров является испытательным полигоном, где южнокорейский капитализм и технологии сочетаются с дешевой рабочей силой КНДР.
Северокорейские рабочие гордятся тем, что участвуют в важном межкорейском проекте. "Я очень рада, что работаю здесь. Я довольна зарплатой и условиями труда", - заявила 28-летняя Ким Хи Йонг, которая пришивает к вещам фирменные этикетки. "Многие жители Касонга надеются получить здесь работу", - сказал Чу Дон Сик, работающий в отделе контроля качества.
Shinwon платит 57,5 долларов в месяц каждому рабочему, который работает шесть дней в неделю по восемь часов. Для среднего жителя КНДР это очень высокая зарплата.
Однако северокорейские рабочие говорят, что им не нравятся вещи, которые они производят. "Я не ношу такую одежду, она слишком откровенная, - заявила 25-летняя Сол Ху Сук, показывая цветастое платье без рукавов. - Мы любим традиционную одежду, которая нам идет".