С этой статьи началась дискуссия о введении конституционной монархии. Сразу несколько казахских оппозиционных изданий предположили, что со статьи президентского зятя в стране начнется новая кампания, цель которой - превратить Нурсултана Назарбаева в первого на постсоветском пространстве монарха. В конце нынешнего или начале 2007 года в Казахстане планируется провести референдум о будущей системе власти. Не исключено, что в бюллетене помимо президентской и парламентской республик может появиться и конституционная монархия.
"Республика, - пишет Алиев в своей статье, - чуждая казахам форма правления, которая появилась в казахских степях из головы пламенного революционера Владимира Ильича Ленина". А монархия, напротив, хорошо сочетается с казахскими родовыми традициями, да и с мировым опытом, особенно английским. "Почему Англия не стесняется того, что англичане делятся на лордов и простолюдинов и такая система отражена в их парламенте?" - вопрошает автор.
По мнению автора статьи, монархия - это надежно, удобно и демократично, в отличие от республики, которая порождает коррупцию и диктаторов. "Если мы посмотрим, какая политическая система добилась безусловных успехов в построении демократического общества, то первой в списке оказывается монархия", - утверждает он. Монархия британского, испанского или иорданского образца, считает Алиев, - оптимальная модель устройства для Казахстана.
Она может обеспечить большую стабильность, чем при перевыборах, и лучше, чем республика, отражает сложившуюся веками систему правления, где власть принадлежит нескольким родам. Президентский зять оговаривается, что считает идеалом мироздания не любую монархию, а лишь конституционную. И он не призывает "разом поменять нашу государственную систему", а лишь "приглашает читателей к дискуссии".
О том, кого президентский зять видит будущим казахским султаном, в статье не сказано ни слова. Впрочем, вычислить в Казахстане единственно возможного кандидата на пост монарха не составляет труда. Нурсултан Назарбаев одержал безоговорочную победу на прошлогодних президентских выборах, получив 91,1% голосов избирателей. Именно это - главная проблема, считают "Ведомости". Ведь за Назарбаевым не видно нового лидера, и после его ухода разногласия между родами могут обостриться. Ближайшее окружение президента, как полагают эксперты, опасается потрясений из-за противоречий внутри элиты и хочет оставить Назарбаева верховным арбитром для разрешения возможных будущих споров.
Большинство экспертов считают, что до смены государственного строя в Казахстане не дойдет. "Думаю, что эта статья - шутка, и не стоит ее воспринимать всерьез", - комментирует научный руководитель Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. Однако в конституцию могут быть внесены изменения, которые усилят особый статус нынешнего главы государства и позволят ему сохранить реальную власть после окончания в 2012 году нынешнего президентского срока.
При всей экзотичности этого случая речь о монархии на постсоветском пространстве заходит не впервые. Достаточно вспомнить циркулировавшие три-четыре года назад слухи об интронизации в качестве падишаха Сапармурата Ниязова, а также виртуозную с точки зрения политтехнологий передачу власти от отца к сыну в Азербайджане, напоминает ГАЗЕТА.GZT.ru.
Рахат Алиев - далеко не последняя фигура в системе власти в стране. Иногда супруга Дариги Назарбаевой сравнивают с зятем Брежнева Чурбановым. Их жизненный путь на удивление схож. В конце 90-х Алиев был всемогущим первым заместителем председателя комитета национальной безопасности и по совместительству самым влиятельным бизнесменом страны. На дипломатическую службу его сослали в 2001 году, когда влияние президентского родственника уж очень усилилось. С этого времени более самостоятельной фигурой стала его супруга, дочь президента Дарига, которую многие аналитики стали рассматривать в качестве одного из возможных преемников Назарбаева. Но и сейчас о влиянии Алиева, особенно на силовые структуры республики, ходят легенды.
Возможно, статья зятю Алиева нужна для того, чтобы еще раз продемонстрировать лояльность главе государства. Она появилась через день после оглашения приговора убийцам оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева - членам спецподразделения КНБ "Арыстан". Как установил суд, убийство произошло на личной почве. Однако в интервью казахской газете "Айна плюс" полковник КНБ в отставке Арат Нармамбетов заявил, что, по его данным, политика убили по приказу Алиева, который якобы лично присутствовал при этом преступлении. Если с помощью "дела Сарсенбаева" с президентским зятем сводят счеты его многочисленные недруги в силовых структурах, значит, поддержка Назарбаева ему будет крайне необходима.
Нынешняя элита Казахстана, казалось бы, не должна испытывать ни малейших опасений. В стране проводятся реальные реформы. Объявленная в 2001 году налоговая амнистия вернула в легальный оборот 480 млн долларов. В июле 2006 года Назарбаев подписал закон, позволяющий гражданам легализовать имущество, заплатив 10% его стоимости. Национальный фонд Казахстана, куда поступает большая часть доходов от экспорта нефти, сдерживает инфляцию на уровне 6,5-7,5% в год. ВВП вырос с 22,1 млрд в 2001 году до 45 млрд долларов в 2005 году, а средняя заработная плата - с 120 в 2001 году до 295 долларов в июле 2006 года. Нынешний средний заработок жителя Казахстана в 4,5 раза больше зарплаты жителя Киргизии или Узбекистана.