Между тем 30 октября стало известно, что Северная Корея отказывается фиксировать в письменном виде порядок и содержание процедуры верификации ее доклада о ядерных программах. За этот процесс выступают США и Япония.
Официальный Пхеньян проинформировал Соединенные Штаты о том, что "не предполагает включать в повестку следующего раунда шестисторонних переговоров о ядерной проблеме Корейского полуострова вопрос о проверке северокорейского ядерного досье".
Как стало известно, вместо обсуждения этих тем КНДР хочет сосредоточиться на вопросе выведения из строя ее ядерных объектов, а также на обсуждении темы выполнения обязательств "шестерки" по предоставлению Северу экономической и энергетической помощи в виде 950 тысяч тонн мазута.
Договоренность о подтверждении достоверности декларации о деятельности в ядерной области, которую КНДР предоставила в июне этого года, была достигнута Вашингтоном и Пхеньяном в начале текущего месяца. Однако теперь отказ КНДР от этого процесса может отодвинуть на неопределенное время сроки возобновления шестисторонних переговоров.
Напомним, в начале мая 2008 года стало известно, что Северная Корея передала США техническую документацию по своим ядерным объектам с исследовательского центра в Йонбене, включая ядерный реактор, завод по наработке ядерного топлива и объект по регенерации плутония. Как сообщалось, документы были переданы начальнику корейского отдела Госдепартамента США Сон Киму.
26 июня Пхеньян передал Китаю как стране-хозяйке шестисторонних переговоров с участием КНДР, Китая, России, США, Южной Кореи и Японии декларацию, содержащую сведения о своих атомных программах. Днем позже Северная Корея взорвала охладительную башню ядерного центра в Йонбене.
В июле по итогам переговоров "шестерки" по ядерной проблеме КНДР было принято коммюнике, в котором говорилось, что механизм верификации включает в себя посещение объектов, изучение документов, консультации с техническим персоналом. Как планировалось, в этой работе будут принимать участие специалисты из всех шести стран - Китая, России, США, Японии и обоих корейских государств. При необходимости к процессу проверок планировалось привлечь Международное агентство по атомной энергии.