"Я, несомненно, вернусь в Россию, но вопрос о том, какой пост занять или не занимать никакого поста, меня сейчас волнует мало. Важно, чтобы была команда, политическая команда, способная оказать поддержку необходимым реформам после смены режима. Это то, чего мы были лишены в начале 1990 годов, и то, что на моих глазах привело к достаточно тяжелым последствиям", - заявил, в частности, Ходорковский, который в это время заложил основу своего состояния - некогда самого большого в России.
Сам уход Путина Ходорковский катастрофой не считает, хотя и оговаривается, что смена режима - это вопрос долгосрочной перспективы. "Не надо преувеличивать роль Владимира Путина в той системе, которую он олицетворяет. Эта система, она нам известна. Она такая обычная, автократическая. Она такая же была во времена генсеков. И вот, когда Сталин, который был уж не в пример Путину, уходил посмертно со своего поста, очень многие люди в России рыдали, потому что, "как же так, кто же вместо него?". Оказалось, никаких проблем. И думаю, что такая альтернатива сегодня тоже существует".
Своей задачей он называет формирование "команды реформ": "Задача сегодня - сформировать команду, которая сможет провести необходимые реформы в переходный период для того, чтобы провести первые честные выборы. Вот, собственно говоря, это та задача, которую я перед собой ставлю. Два года с момента ухода режима до момента проведения первых честных выборов должна отработать команда реформ. Ее формирование - моя сегодняшняя задача".
Также он назвал бессмысленным нынешнюю попытку давления Запада на Путина с помощью экономических санкций, которые затрагивают окружение президента России: "У нас власть формирует деньги, если ей это надо, но не деньги формируют власть. И, с этой точки зрения, у богатых людей ни во времена Ельцина, ни во времена Путина большого влияния не было, во всяком случае, на политические решения. С этой точки зрения, попытка с помощью санкций убедить окружение Путина оказать на него некое воздействие была заранее обречена на провал. Другое дело, что санкции сковали маневр самого Путина, то есть, они ему перестали позволять вознаграждать своих опричников. Это действительно оказало влияние, но не обратное".
Ходорковский также указал на факторы, объясняющие высокий рейтинг Путина: "В России, к сожалению, богатая традиция авторитарного лидерства, и люди боятся разговаривать даже внутри своих семей правдиво. И уж тем более никто из них не будет правдиво разговаривать с социологами, потому что всех их подозревают, и, в общем, в некоторых случаях, справедливо подозревают в связях с ФСБ. Люди боятся - это одна сторона вопроса. Вторая сторона вопроса также хорошо известна - это "синдром заложника". Люди, чья судьба настолько полностью зависит от хозяина Кремля, стремятся даже у себя в голове выражать ему преданность. Ну, и конечно, прекрасно работает пропаганда".
В апреле 2016 года Михаил Ходорковский, после освобождения из тюрьмы улетевший в Европу, вернул себе место в рейтинге 200 богатейших россиян, составленный российским Forbes: нынешнее состояние некогда богатейшего среди россиян журнал оценивает в 0,5 млрд долларов.