Европа должна поддержать революцию и принять демократическую Украину в ЕС
Архив NEWSru.com
Многие европейцы скептически относятся к украинской "оранжевой революции". С каждым днем появляются новые примеры "кислого" или откровенно враждебного отношения, пишет английская газета The Guardian (перевод на сайте Inopressa.ru).

Так, в среду корреспондент газеты The Times в Киеве Симон Дженкинс презрительно назвал демонстрантов на улицах Киева "толпой". На прошлой неделе Джонатан Стили на страницах The Guardian написал, что нет гарантии, что сам Ющенко не стал бы фальсифицировать результаты выборов, будь он на месте президента и будь ему брошен такой же сильный вызов.

Два человека с сомнительной репутацией – Марк Алмонд и Джон Лафланд – информируют нас о том, что за демонстрантами стоят агенты Джорджа Сороса или украинские неонацисты-антисемиты. В немецкой газете Tagesspiegel содержалось сравнение тактики оппозиции с тактикой, которую использовал Ленин в 1917 году, в итальянской La Repubblica – комментарий о том, что Польша и Литва якобы навязывают Европейскому союзу политику по дестабилизации обстановки на Украине.

В течение двадцати пяти лет слышны одни и те же аргументы против поддержки демократической оппозиции в Восточной Европе. Говорится о том, что эта оппозиция угрожает европейской "стабильности", что за представителями оппозиции стоят радикальные националисты или ЦРУ.

Корреспондент газеты The Guardian задает 6 вопросов жителю Западной Европы

1. Неужели вы не видите, в чем истинная проблема на Украине?

Проблема заключается в том, что голоса на выборах были украдены. Большинство "оранжевых революционеров" хотят, чтобы в их стране было больше прав, свобод и возможностей, как у западноевропейцев, и не хотят, чтобы их страна попала под еще большее влияние России, в которой усиливается авторитаризм.

2. Вы считаете, что украинцы не заслуживают демократии?

Нет ли у вас предубеждений, которые многие жители Западной Европы имеют по отношению к другой половине европейского континента, в течение столетий именовавшейся "экзотичной", "отдаленной", "таинственной", "темной". Замените в любом высказывании слово "французы" или "испанцы" на "украинцы" и посмотрите, понравится ли оно вам.

3. Вы не склонны поддерживать "оранжевое движение" просто потому, что его поддерживают американцы?

Некоторым западноевропейцам не нравится тот факт, что украинской оппозиции оказывают помощь американские институты, поддерживающие демократию, а также то, что таким образом Вашингтон преследует в регионе свои геополитические интересы, такие как расширение НАТО.

4. Почему за Россией закреплена своя "сфера влияния", в том числе и на Украине, а за Соединенными Штатами – нет?

На самом деле, ни за Москвой, ни за Вашингтоном не закреплена такая сфера влияния. Существуют суровые экономические и политические реалии, с которыми приходится считаться маленьким государствам – соседям великих держав. В случае с Украиной на ситуацию также влияет ориентированность жителей восточных регионов страны на Россию. Но Украина сама должна решать все эти проблемы как независимое государство.

5. Кого бы вы предпочли – Джорджа Буша или Владимира Путина?

Если бы мне дали право сделать выбор между Бушем и Путиным, я бы выбрал Мэрилин Монро. Но удивляет, что так много европейцев, включая канцлера Германии Шредера, предпочитают видеть в качестве своего партнера бывшего офицера КГБ, который восстанавливает авторитаризм в России, а не человека, который, несмотря на все свои недостатки, пришел к власти в результате свободных и честных выборов в одной из величайших демократических стран мира.

6. Если нам не нравится, что американцы взяли на себя роль паровоза на Украине, почему бы европейцам не принять лидерство на себя?

В некотором роде европейцы уже сделали это. В среду на переговорах в Киеве присутствовал представитель ЕС Хавьер Солана, президенты Польши и Литвы и спикер Госдумы России, но не было ни одного американского официального лица. Наша европейская модель "мирной революции" нацелена на объединение Европы, а не Америки. И мы должны всеми силами поддержать мирную революцию на Украине. И непременно пообещать принять демократическую Украину в Европейский союз.

Украинцы могут создать большие неприятности

Раньше такие же опасения высказывались в адрес польского движения "Солидарность", затем – в адрес демонстрантов в ГДР в 1989 году, затем – студентов, протестующих в Белграде против режима Милошевича, и активистов грузинской "революции роз".

Запад также проводит далеко не лучшую политику. Когда Владимир Путин расправлялся со своими оппонентами на президентских выборах в России, Запад хранил молчание. Но из этого следует, что мы должны усилить критику махинаций, к которым прибегает Путин во время выборов, а не то, что мы должны замалчивать фальсификацию результатов выборов на Украине, пишет The Guardian.

Существует реальная возможность эскалации насилия, и примеры тому уже были в восточных областях. Существует больная проблема раскола Украины на Восток, который тяготеет к России, и Запад, который ориентируется на Европу.

В конфликте на Украине нет невинных жертв. В стране высокий уровень коррупции, и в коррупции замешаны и представители власти, и оппозиция. И правительство, и оппозиция имеют связи с мафией. После победы оппозиции последуют события, которые разочаруют большинство молодых людей – участников демонстраций на площади Независимости. Будет и грязь, и гадость, как во всех бывших коммунистических государствах. Но это не означает, что украинцы не имеют права на свободные и справедливые выборы президента, пишет The Guardian.