"Республика Молдова по конституции имеет статус постоянного нейтралитета, который, в частности, предусматривает невступление ни в какие военные организации. Вопрос о замене статуса нейтралитета не стоит ни внутри Молдовы, ни в отношении республики с европейскими структурами и НАТО", - сказал Воронин в эфире радиостанции "Эхо Москвы" в среду. При этом он подчеркнул, что вступление Молдавии в НАТО "невозможно ни при какой смене власти".
"На вопрос о возможности изменения статуса нейтралитета в случае присоединения Приднестровья к Молдове я отвечу, что изменить эту конституционную норму - это очень сложный процесс и делается это только через конституционный референдум", - отметил Воронин.
Он пояснил, что в конституционном референдуме должно участвовать как минимум 60% населения всей страны, и они должны сказать большинством голосов "да" или "нет" изменению статуса нейтралитета, сообщает ИТАР-ТАСС. "Если мы объединяемся с Приднестровьем, количество приднестровского населения составит ту массу, которая никогда не позволит получить 60%, необходимые для изменения статуса нейтралитета нашей страны, - указал молдавский лидер.
"Здесь все гарантии сохранения нынешнего статуса, которые кто-то хочет от нас получить", - подчеркнул Воронин. "Я не уверен, что приднестровцы проголосовали бы за то, чтобы Молдавия стала членом НАТО", - добавил он.
Президент Молдавии напомнил о результатах проведенных в стране опросов общественного мнения, показывающих, что "от силы идея вступления в НАТО в Молдавии набирает 17-18% голосов населения". "На этом все и заканчивается, - считает Воронин. - С объединением страны мы, наоборот, укрепляем эту конституционную позицию очень сильно. И никакие чьи-то стремления, если даже поменяется власть, этого сделать не смогут".
В то же время Воронин подчеркнул, что "стратегической задачей Молдавия для себя ставит европейскую интеграцию".
Говоря о влиянии последних событий на Кавказе на переговорный процесс по Приднестровью, Воронин отметил, что "приднестровский конфликт и приднестровская проблема - это совершенно другая проблема, которая не имеет никакой схожести ни с Абхазией, ни с Карабахом, ни с Осетией, ни с Косово". "У конфликта свои корни, свои причины возникновения, свои фазы развития - совершенно другие", - подчеркнул он.