27 сентября в интервью ряду местных СМИ Асо сказал, что одним из вариантов решения территориальной проблемы мог бы стать отказ Японии от претензий на самый большой и экономически развитый южнокурильский остров Итуруп.
До последнего времени официальная позиция Токио сводилась к тому, она требует признать ее суверенитет над всеми "четырьмя северными островами". Помимо Итурупа это - Кунашир, Шикотан, а также необитаемая группа небольших островов и скал, именуемая японцами Хабомаи.
Уже на следующий день МИД Японии заявил, что высказывания министра не являются официальной позицией, которая остается неизменной. По данным источников, на которые ссылается Kyodo, вариант с "возвращением трех островов" был лишь одним из предложений, которые обсуждались внутри министерства. Он был признан "не реализуемым". "Мы объяснили это (господину Асо). Однако мы и представить себе не могли, что он это произнесет", - сказал дипломат.
Таро Асо, возглавивший внешнеполитическое ведомства в конце прошло года и оставшийся на нем после прихода на этой неделе нового премьер-министра Синдзо Абэ, профессионально никогда ранее не занимался дипломатической деятельностью. Его неосторожные высказывания уже неоднократно приводили к протестам со стороны соседних стран, включая Россию.
В феврале этого года российский МИД подверг резкой критике Асо, обвинив его во вмешательстве во внутриполитические дела. Выступая на одном из митингов, японский министр сказал о "важности того, чтобы привести (российских жителей Южных Курил) к мысли о том, что им лучше быть вместе с Японией".
Он высказался тогда за более активную детальность японской стороны на Южных Курилах, вплоть до организации японского телевизионного вещания на этих островах, сообщает ИТАР-ТАСС.