- Курилы: война перечеркивает договоры
В ночь на среду по местному времени сразу после первого заседания нового кабинета министров Японии во главе с премьер-министром Синдзо Абэ сохранивший свой пост глава МИДа Таро Асо выступил на пресс-конференции и сказал, что Токио готов отказаться от прежнего жесткого требования о возвращении всех четырех спорных территорий - островов Шикотан, Кунашир, Итуруп и гряды Хабомаи.
До сих пор японские власти пределом допустимой для себя уступки России считали возможность "гибко" подойти к обсуждению условий и сроков передачи островов. Но при этом требовали, чтобы Россия признала японский суверенитет над ними. Предложения российской стороны обсудить возможность компромисса на основе советско-японской декларации 1956 года, в которой Москва согласилась передать Японии острова Шикотан и Хабомаи после подписания мирного договора, японской стороной категорически отвергались.
И вот в среду Асо, считающийся, кстати, единомышленником и ближайшим соратником Синдзо Абэ, призвал к взаимным уступкам в поиске решения проблемы Южных Курил. "Нельзя больше говорить, что мы победим, если получим четыре острова, а они победят, если будет только два, - сказал глава МИДа. - Если не будет взаимных уступок, то обе стороны никогда не смогут добиться себе выгоды".
В качестве одного из новых вариантов компромисса он предложил передачу Россией Японии трех островов - Кунашира, Шикотана и гряды Хабомаи. Абэ отметил также, что при решении территориальной проблемы "обеим сторонам важно сохранить лицо". Именно поэтому, пояснил он, Токио не согласен на передачу лишь Шикотана и Хабомаи. И поскольку Россией неприемлема передача четырех островов, компромиссом могло бы стать возвращение трех островов. При этом Абэ признал, что такой вопрос вряд ли можно будет решить на уровне министров и для решения проблемы потребуется "политическое решение высших руководителей".
Владимир Путин еще в свой первый президентский срок предложил Токио решить проблему на основе советско-японской Совместной декларации 1956 года. Москва в ней выразила готовность в знак доброй воли передать соседу Шикотан и Хабомаи - но только после подписания мирного договора. Условия и юридическая форма оформления такого подарка в документе не оговаривались. Токио ни в 1956-м, ни сейчас только на Шикотан и Хабомаи не соглашался, требуя все Южные Курилы. Не видя условий для уступок, правительство Коидзуми не вело с Россией реальных переговоров по территориальному вопросу, что не мешало активному развитию отношений двух стран в других областях, напоминает газета "Известия".
Министр известен склонностью к резким и, как говорят злые языки, иногда необдуманным заявлениям. Однако на сей раз, похоже, высказанная им позиция - не экспромт. Она явно стала ответом на слова Владимира Путина, произнесенные 9 сентября на встрече в Ново-Огареве с группой иностранных политологов. "С Японией, - заявил тогда президент, - нам бы хотелось урегулировать все наши спорные вопросы, в том числе территориального характера. Мы не хотим их консервировать - мы искренне хотим решать, но на приемлемых условиях и для России, и для Японии".
12 сентября слова Путина развил его помощник Сергей Приходько, который призвал Токио двигаться навстречу Москве для заключения мирного договора. "Мы свою часть пути прошли. Очевидно, необходимо движение со стороны коллег", - заявил он на брифинге для кремлевских журналистов.