В апреле, выводя свои войска из Ливана, президент Сирии Башар Асад думал, что он спас свой режим. Под давлением международного сообщества и бейрутской улицы он дал отбой, отказавшись от Страны Кедра и от всех выгод сирийского присутствия в ней. "Скажите, что я не Саддам Хусейн. Я хочу сотрудничать", – заявил он тогда в интервью журналу Time.
Сегодня сирийскому президенту приходится вновь подчиняться командам ООН под угрозой экономических санкций и изоляции страны. Накануне Совет Безопасности ООН на заседании глав МИД стран-членов единогласно принял резолюцию по Сирии. Она предусматривает введение международных санкций против Дамаска в случае, если тот откажется сотрудничать с комиссией ООН в расследовании обстоятельств гибели экс-премьера Ливана Рафика Харири.
Но на этот раз от него требуют гораздо более высокой платы, того, что сделать почти невозможно: полностью сотрудничать со следствием, которое может привести к предъявлению обвинения его брату Махеру Асаду и шурину Асефу Шаукату. А может быть, и ему самому, пишет во вторник Liberation.
Расследование убийства Рафика Харири привело судью Детлева Мехлиса в коридоры власти дамасского режима. В первоначальной версии его доклада, переданного 21 октября ООН, Махер Асад (начальник президентской гвардии) и Асеф Шаукат (шеф военной разведки) упоминались в числе предполагаемых заказчиков покушения.
Эти люди играют ключевую роль в исполнительной власти, которая теперь является коллегиальной и тяготеет к слиянию с первым кругом родственников президента. Их падение может ускорить падение самого Башара, ставшего, вопреки своему желанию, наследником трона отца – Хафеза Асада.
До сих пор тот, кого сирийцы в насмешку прозвали "шабль" ("львенок") – "асад" по-арабски означает "лев" – пытался выиграть время. Сначала он отрицал любую причастность своей страны к этому делу, а в минувшие выходные создал собственную следственную комиссию. Официально эта комиссия, которую возглавляет Гада Мурад, первая женщина на посту прокурора республики, обязана "сотрудничать" с ливанскими властями и судьей Мехлисом. Она сможет сама предъявлять обвинения подозреваемым – например, бывшему сирийскому "проконсулу" в Ливане генералу Рустуму Газали, который, как полагают наблюдатели, может сыграть роль "предохранителя".
Параллельно Башар Асад пытается выйти из дипломатической изоляции. В субботу он отправил Валида Муаллама, заместителя министра иностранных дел, в турне по странам Залива. Арабских руководителей он пугает угрозой хаоса и дает понять, что дестабилизация Сирии на руку только "Братьям-мусульманам" и джихадистским группам, уже сейчас весьма активным в соседнем Ираке. Он знает, что такие страны, как Саудовская Аравия и Египет, поддержавшие вывод сирийских войск из Ливана и создание ооновской следственной комиссии, опасаются падения сирийского режима. (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru.)
Между тем внутренняя оппозиция, которая хочет выставить себя в качестве реальной альтернативы власти партии "Баас", впервые выступает единым фронтом. В середине октября ряд партий и деятелей различных направлений (коммунисты, националисты, либералы, курды) выступили за "демократические и радикальные перемены", которых они намерены добиваться "мирным путем".
Эта "Дамасская декларация" является поворотным пунктом: она может стать зародышем широкого антибаасистского альянса. Декларация получила "полную поддержку" со стороны лидера "Братьев-мусульман" Али Садр ад-Дина аль-Байянуни, живущего в эмиграции в Лондоне. Заодно "Братство" – запрещенное в Сирии движение, принадлежность к которому карается смертной казнью, – призвало к проведению "национального конгресса".
С тех пор репрессии в стране еще более усилились. В воскресенье в Дамаске открылся судебный процесс над писателем и правозащитником Али Абдаллой. Его обвиняют в "распространении лживых слухов" и посягательстве на безопасность государства. В чем состояло его преступление? В том, что 7 мая он послал письмо на имя Байянуни. 20 октября его адвокат Анвар Бунни, также являющийся правозащитником, был избит на одной из улиц Дамаска тремя неизвестными. Подозрение в очередной раз пало на сирийские спецслужбы.