Это было уже пятое совещание по российской тематике, которое состоялось в течение последних недель в Вене. На всех этих мероприятиях выступали именитые специалисты по России, в первую очередь, ведущие аналитики из Москвы. Но оптимизма - особенно, после ареста нефтяного магната Михаила Ходорковского - практически ни в одном из десятков прочитанных там докладов не прозвучало.
"Я боюсь, что Россия движется к авторитарной демократии", - делает заключение Франц Цене, до нынешнего лета - посол Австрии в Москве, о перспективах дальнейшего развитии России. Цеде выступил с докладом в пятницу на симпозиуме, пишет сегодня Die Presse(перевод на сайте Inopressa.ru).
Лилия Шевцова из Московского фонда Карнеги, звезда политической аналитики в Москве, через призму дела Ходорковского видит в России глубокий политический кризис. Речь, по ее мнению, идет о борьбе между монолитной властью и сторонниками демократических структур: "Путин принял решение: он хочет покончить с олигархическим капитализмом и заменить его капитализмом бюрократов. На практике бюрократический капитализм означает еще большую коррупцию, еще больший государственный контроль, еще меньше свобод для граждан".
Профессор Виктор Кременюк из Российской академии наук предсказывает: "Силовики не остановятся, пока не будут иметь полный контроль над обществом. До сих пор Путин возглавлял эту группу. Но если он не воспрепятствует их планам, они однажды отстранят его от власти".
Посол Альфред Миссонг, который раньше был руководителем группы ОБСЕ в Чечне, напомнил о последствиях, которые кровавая война, вот уже четыре года бушующая в этой северокавказской мятежной республике, имела для российского общества в целом. Это, прежде всего, брутализация армии и спецслужб в стране в целом. Даже если Путин до сих убежден в обратном, Миссонг уверен, что данный конфликт возможно разрешить только при участии международных посредников.
Алексей Малашенко из Московского фонда Карнеги тоже не видит перспективы выхода из войны в Чечне. Он даже рассчитывает на "третий круг" гражданской войны, когда мятежники и большинство порабощенного населения восстанут против режима Ахмада Кадырова, навязанного им Кремлем.