Согласно пояснениям Конституционного суда, постановлениям Верховного суда и статьям Уголовного кодекса, фактически для УДО от заключенного требуется только отбыть больше половины срока, но в данном случае есть правовые лазейки. Их можно найти в Уголовно-исполнительном кодексе, отмечает газета "Коммерсант".
Согласно ст. 175 УИК осужденный, к которому может быть применено УДО, и его адвокат вправе обратиться в суд с соответствующим ходатайством. В нем, отмечается в статье, должны "содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного".
- Решение Ходорковского об УДО было неожиданно озвучено на федеральном ТВ
- Эксперт: "Оттепель" на ТВ по делу ЮКОСа - уступка Западу
При этом Ходорковский и Лебедев ни в чем не раскаивались и категорически отказываются признать хотя бы часть своей вины. Издание "Коммерсант" напоминает, что в 2008 году, когда было подано первое прошение об УДО, прокуроры в суде апеллировали именно к тому, что Ходорковский не выполнил всех требований УИК по условно-досрочному освобождению.
В частности, прокуроры в суде утверждали, что раскаяние заключенного является обязательным условием для его условно-досрочного освобождения. Кроме того, они указывали на то, что Ходорковский за время отбывания наказания получил несколько взысканий, а поощрений у него нет. Также отказ в УДО был мотивирован тем, что на момент рассмотрения в суде первой инстанции ходатайства Ходорковский не погасил долги по исполнительным листам.
Сторона защиты иначе смотрит на ситуацию. Адвокат Вадим Клювгант подчеркивает, что у Ходорковского были взыскания, но они фальсифицировались, чтобы предотвратить УДО в 2008 году. Тогда суд, по его словам, отказал в УДО именно из-за действовавшего взыскания, а не из-за непризнания вины или непогашения ущерба Ходорковским. Теперь же большая часть взысканий отменена - срок их действия, как и у административного наказания, равен году, а новых взысканий с 2008 года не было, приводит слова адвоката газета "Ведомости".
Другой адвокат осужденных Константин Ривкин также не видит формальных причин для отказа в УДО, но не исключает, что, несмотря на это, могут появиться надуманные препятствия. "Суд, представители ФСИН или прокуратуры могут придумать все что угодно", - заявил Ривкин.
С ним согласен другой адвокат Ходорковского Юрий Шмидт. Он заявил, что подобное ходатайство может стать причиной новых репрессий в отношении экс-главы ЮКОСа. "Нужно будет как-то мотивировать отказ в законном праве быть освобожденным досрочно", - пояснил адвокат.
Напомним, что в августе 2008 года экс-глава ЮКОСа, отбывший к тому времени более четырех лет заключения из восьми, назначенных ему судом по первому делу в 2005 году, также просил освободить его условно-досрочно. При этом в случае положительного для него решения суда Ходорковский все равно остался бы под стражей - он находился под арестом по второму уголовному делу, приведшему к его повторному осуждению в конце 2010 года, напоминает ИТАР-ТАСС.
Тем не менее, 22 августа 2008 года Ингодинский суд Читы отказал Ходорковскому в УДО в связи с нарушениями, допущенными осужденным во время отбытия наказания в колонии Краснокаменска.
Решение Ходорковского об УДО было неожиданно озвучено на федеральном ТВ
Напомним, в письменном интервью журналистам программы "Центральное телевидение" телеканала НТВ Ходорковский заявил, что намерен воспользоваться правом на условно-досрочное освобождение. При этом, отметим, тон материалов в этой передаче был необычайно благожелателен к "узникам ЮКОСа", что было несвойственно федеральным телеканалам последних лет. Вопрос об УДО из уст ведущего Вадима Такменева звучал так: "Вы последовательно отказывались добиваться условно-досрочного освобождения, а тем более отказывались просить о помиловании. Что должно произойти, чтобы вы решили передумать?" На это Ходорковский ответил: "Я отказываюсь признавать решения судов, поскольку их обжалуют. Но своим правом на условно-досрочное освобождение обязательно постараюсь воспользоваться".
Программа на НТВ о Ходорковском вышла впервые за много лет, причем в вечернем эфире, который собирает максимум аудитории. В тот же день, 29 мая, о деле ЮКОСа неожиданно заговорили и на государственном канале "Россия 1" - также в непривычном для федеральных каналов стиле, пишет "Независимая газета".
Впервые с 2003 года в сюжет включили 30-секундную выдержку из речи Ходорковского на процессе Мосгорсуда. И именно ту часть, где он говорит об абсурдности приговора: "Обвинение очевидно маразматическо-идиотское..." Также было показано выступление защитника экс-главы ЮКОСа, адвоката Вадима Клювганта, заявившего, что "Мосгорсуд в деле ЮКОСа стоит на позициях круговой поруки". В конце сюжета включили слова прокурора Гульчехры Ибрагимовой о том, что адвокаты Ходорковского два года, в течение которых шло разбирательство, давили на суд.
Кроме того, бывший заключенный Александр Кучма, который в апреле 2006 года напал на экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского с ножом, а также обвинил его в сексуальных домогательствах, начал раздавать откровенные интервью. Он признался, что его вынуждали убить экс-главу ЮКОСа, а потом выдумали историю с домогательствами. По его словам, он даже дал интервью федеральному телеканалу, в котором назвал имена заказчиков покушения на Ходорковского, но эта информация вызвала переполох на телевидении и в эфир так и не попала.
Эксперт: "Оттепель" на ТВ по делу ЮКОСа - уступка Западу
Примечателен тот факт, что появление Ходорковского на федеральном ТВ, заявления президента Дмитрия Медведева о том, что освобождение экс-главы ЮКОСа ничем не опасно, приходятся на канун рассмотрения жалобы Ходорковского в Европейском суде по правам человека. Во вторник ЕСПЧ обнародует решение в отношении жалобы бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского на незаконный арест и необоснованное содержание под стражей по первому делу ЮКОСа.
По мнению адвокатов Ходорковского, российские власти нарушили ряд положений Европейской конвенции по правам человека, в частности статью 3 (запрет на бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение), а также статью 5 (право на свободу и безопасность).
Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский считает, что российские власти хотят "смягчить ситуацию и улучшить информационный фон вокруг дела ЮКОСа", чтобы сделать шаг вперед в отношениях с Западом. Впрочем, по его мнению, это вовсе не означает, что вскоре последует освобождение Ходорковского, так как по этому вопросу нет четкого решения в Кремле. Если же оно будет принято в пользу Ходорковского, то ждать его, по мнению эксперта, следует между парламентскими и президентскими выборами.
Напомним, 30 декабря 2010 года Хамовнический суд Москвы приговорил экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева к 14 годам заключения за хищение нефти и "отмывание" денежных средств. При этом суд прибавил к 13,5 года еще полгода, которые им оставалось провести в заключении, отбывая наказания по первому уголовному делу.
Подсудимые и их адвокаты обжаловали это решение. В результате 24 мая этого года Мосгорсуд смягчил им наказание на 1 год. Суд переквалифицировал обвинение Ходорковскому и Лебедеву в хищении нефти и отмывании денежных средств в редакции УК РФ от 7 марта 2010 года, по которой наказание за эти преступления ниже. В итоге за хищение им было назначено по 7,5 года лишения свободы, за легализацию средств - по 8,5 года. Таким образом, по подсчетам, срок заключения Ходорковского и Лебедева истечет в 2016 году.
Кроме того, как того требовало гособвинение, суд снизил подсудимым объем похищенной нефти почти на 130 млн тонн и ее стоимость - на более чем 68 млрд рублей. Приговор вступил в законную силу. Защита предпринимателей намерена продолжать обжаловать приговор. "Мы обязательно обратимся с надзорной жалобой (в президиум Мосгорсуда), но основной наш шаг - это дополнение к жалобам в Европейский суд по правам человека", - заявил Клювгант после оглашения решения Мосгорсуда.