Вопрос об УДО звучал так: "Вы последовательно отказывались добиваться условно-досрочного освобождения, а тем более отказывались просить о помиловании. Что должно произойти, чтобы вы решили передумать?" Ответ Ходорковского был такой: "Я отказываюсь признавать решения судов, поскольку их обжалуют. Но своим правом на условно-досрочное освобождение обязательно постараюсь воспользоваться".
- Лебедев может тоже попросить об УДО
В свою очередь, адвокат Ходорковского Вадим Клювгант в понедельник пояснил агентству РАПСИ, что его подзащитный свою вину в хищении нефти не признает и, согласно разъяснениям Конституционного суда РФ и содержанию УПК России, все равно имеет право просить об условно-досрочном освобождении. Клювгант уточнил, что Ходорковский намерен обратиться с ходатайством об УДО в суд по месту заключения.
Он напомнил "Интерфаксу", что возможность обращения экс-главы ЮКОСа с просьбой об УДО неоднократно обсуждалась защитниками. "Есть все основания. Для подачи ходатайства есть только один критерий - отбыл ли человек в нашем случае половину назначенного срока", - пояснил адвокат. Более точно очерчивать временную перспективу подачи ходатайства его клиентом Клювгант не стал.
Другой адвокат Ходорковского Юрий Шмидт рассказал радиостанции "Эхо Москвы", что сам впервые услышал о таком решении подзащитного и всячески его поддерживает. Однако он добавил, что подобное ходатайство может стать причиной новых репрессий в отношении экс-главы ЮКОСа. "Нужно будет как-то мотивировать отказ в законном праве быть освобожденным досрочно", - пояснил адвокат.
Помимо перспективы УДО, журналистов программы "Центральное телевидение" также интересовало, как Ходорковский оценивает приговор по так называемому "второму делу ЮКОСа", учитывая, что объем инкриминируемых ему хищений снизили втрое, а срок - всего на год. "Что вы видите за этим: издевку или все-таки надежду?" - поинтересовались на НТВ. "Мне безразличны косметические ухищрения судейских бюрократов, - заявил Ходорковский. - Заявление, что нефть в Сибири надо продавать по цене Роттердама, достаточно безумно, чтобы его комментировать".
Как отмечает "Газета.ru", сюжет, посвященный Михаилу Ходорковскому, появился в эфире федерального телеканала, да еще и в прайм-тайм выходного дня, впервые за много лет. Он был посвящен истории судебного преследования олигарха в целом.
Перед показом сюжета ведущий Вадим Такменев, стоя в студии, сказал: "Правда одна - отношение к тому, чье имя сейчас не произносится, уже меняется". Подтверждением этому тезису вполне может служить сам телеканал НТВ: в свое время на нем вышли фильмы, обличающие Ходорковского, один из них назывался "Теракт с предоплатой".
В начале нынешнего сюжета были показаны архивные съемки, на которых было записано интервью с Ходорковским, которое Такменев назвал последним интервью Ходорковского накануне ареста. В записи, датированной 2003 годом, комментируя следственные действия, экс-глава ЮКОСа заявил, что его преследование ведется незаконно, и допустил возможность своего ареста.
Далее ведущий напомнил про письмо интеллигенции против Ходорковского, распространенное в 2005 году после первого судебного решения по делу ЮКОСа, и про то, что спустя годы ряд лиц, чьи фамилии стояли под текстом, отозвали свои подписи.
Упомянул Такменев и недавнюю большую пресс-конференцию Дмитрия Медведева, в ходе которой, отвечая на вопрос о том, опасен ли для общества выход на свободу Ходорковского, российский президент заявил: "Абсолютно ничем не опасен".
Ответы самого Ходорковского на вопросы журналистов программы были озвучены в конце сюжета.
Небольшой сюжет о рассмотрении кассации на приговор по "второму делу ЮКОСа" 24 мая показала программа "Вести недели" на телеканале "Россия 1". Он тоже несколько отличался от традиционной манеры освещения дела Ходорковского на ВГТРК. В него включили 30-секундный фрагмент выступления экс-главы нефтяной компании на суде, где тот говорил об "абсурдности" и "маразматичности" обвинительного заключения. Также в сюжет вошел отрывок выступления адвокатов Ходорковского, которые говорили о том, что "Мосгорсуд в деле ЮКОСа стоит на позициях круговой поруки".
Хамовнический суд Москвы в декабре приговорил Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева к 14 годам колонии каждого по обвинению в хищении 200 миллионов тонн нефти и отмывании выручки. Рассмотрев кассационную жалобу на это решение, Мосгорсуд 24 мая смягчил им наказание на один год. С этого момента приговор вступил в законную силу.
Если говорить о полном сроке, то Ходорковский и Лебедев могут выйти на свободу в 2016 году. Учет времени, проведенного в заключении, ведется с 2003 года, когда обоих поместили под стражу. В него включено также наказание по так называемому "первому делу ЮКОСа" - по восемь лет колонии, назначенных Мещанским судом Москвы в 2005 году.
Лебедев тоже может попросить об УДО
В понедельник адвокат Платона Лебедева Константин Ривкин сообщил "Интерфаксу", что его защита сейчас также рассматривает вопрос о том, чтобы вслед за Ходорковским подать ходатайство об УДО. Никаких юридических препятствий для этого нет, и "оснований достаточно, чтобы суд решил вопрос положительно", сказал Ривкин.
При этом он также не исключил, что могут появиться надуманные препятствия для выхода бывших руководителей нефтяной компании по УДО. "Наши процессуальные оппоненты очень изобретательны на всякие выдумки. Может быть все что угодно: наличие погоды, ее отсутствие, бумага не того качества и так далее", - сказал он.
"С точки зрения закона, учитывая, что наших подзащитных приговорили к 13,5 года лишения свободы, Лебедев на сегодняшний день отбыл почти на полтора года больше половины срока, соответственно, у него такое право появилось давно. Мы этим не воспользовались ранее, поскольку шел судебный процесс с непредсказуемыми последствиями", - пояснил защитник.
По его словам, непогашенных взысканий, наличие которых могло бы стать основанием для отказа в УДО, у Лебедева нет. "Но это если подходить формально. Суд может придумать всякое, или представители ФСИН, или прокуратура", - заключил Ривкин.