The Guardian: лесные пожары в Сибири ставят под угрозу жизнь планеты
Архив NEWSru.com
На тушение лесных пожаров в целях недопущения чрезвычайной ситуации из резервного фонда Иркутской области было выделено 31,2 млн. рублей. Как сообщил руководитель Территориального агентства лесного хозяйства по Иркутской области Сергей Журков, по данным на 23 мая на территории области действовало 113 лесных пожаров в 19 районах. По словам Журкова, причина всех действующих пожаров - "человеческий фактор". Возгорания в основном зарегистрированы на сельскохозяйственных полях и угодьях. Зеленый лес пока не горел.

Лесные пожары в Сибири за последние 20 лет участились в 10 раз, приводит данные российских ученых британская The Guardian. Этим летом огонь вновь может охватить самые большие в мире и жизненно важные для здоровья планеты леса (перевод публикует Inopressa.ru). У российских ученых "нет ни средств, ни оборудования" для того, чтобы держать под контролем или тушить лесные пожары. Их на Дальнем Востоке часто умышленно вызывают преступные лесозаготовительные компании, планирующие продавать дешевый лес в Китай.

В 2003 году, когда лето в Европе выдалось особенно жарким, 22 гектара елей, лиственниц, пихт, сосновых и дубовых деревьев оказались уничтожены, обуглены, опалены или иным образом пострадали от пожаров. В один из дней июня в том году американский спутник зафиксировал 157 пожаров на площади в 11 миллионов гектаров, а дым от этих пожаров дошел до Киото в 5 тысячах километров оттуда.

Больше всего внимания в мире обращается на неуклонное разрушение сохранившихся лесов Амазонки и Индонезии. Однако так называемые бореальные леса Сибири, медленно растущие, но огромные, не менее важны. Они превратились в глобальную проблему в 2003 году, когда в Сибири и на Дальнем Востоке вспыхнуло множество пожаров, а ученые, исследующие состояние атмосферы, зафиксировали дым и гарь от них в Сиэтле в другой части Тихого океана.

Российские леса простираются от степей Средней Азии до арктической вечной мерзлоты и от европейской части России до Берингова моря. Обширные площади лесов сохранились почти нетронутыми и служат заповедником для перелетных птиц и редких охотников. На севере деревья растут медленно, некоторые доживают до 400-500 лет и становятся уязвимы для любого воздействия. На юге леса заполонило дикое мелколесье, и им угрожают грозы. Однако самая серьезная угроза исходит от климатических изменений и злостных поджогов, учиняемых людьми, занимающимися незаконной торговлей лесом.

"Один из факторов - это глобальное потепление, и нет никаких сомнений в том, что это действительно происходит. Глобальное потепление приводит к более экстремальным засухам: они становятся интенсивнее, дольше и чаще. Еще один фактор - недостаток финансирования. Мы не можем выполнить работу по защите лесов, - рассказывает сотрудник красноярского Института леса Анатолий Сухинин. - У нас недостаточно денег на финансирование таких работ. У нас осталось кое-какое оборудование с прошлых времен, и у нас есть какая-то организационная поддержка, но правительство нам очень серьезно недоплачивает".

В Институте леса, некогда закрытого сибирского центра, британское консульство только что открыло выставку "Город без газа", посвященную проблеме глобального потепления. Сотрудничество с американскими и канадскими партнерами означает, что российские ученые смогут получать более полную картину с помощью правительственных спутников США.

На огромных сибирских просторах нужна специализированная противопожарная авиация. Правительство в Москве делает такие самолеты, но продает или сдает их в аренду другим странам. Даже когда лесники могут определить, что в какой-то зоне вспыхнул пожар, они мало что могут сделать, пишет The Guardian.

Опасность пожаров в лесах усиливается ранней весной после долгого зимнего холода и в разгар лета, когда температура зашкаливает. Лесные пожары несут в себе угрозу для нефтепроводов и газопроводов, для животного мира и для вечной мерзлоты. К природным катаклизмам добавляются поджоги. Парадоксальным образом леса стало выгодно сжигать. Лицензии на продажу здорового леса стоят дорого. Однако лесоторговцы могут купить дешевую лицензию на разработку леса, пострадавшего от пожара.