Проверка была начата после обращения в администрацию президента РФ двух следователей по особо важным делам - Сергея Чернышова и Зигмунда Ложиса. Они обвинили руководителя Главного следственного управления СКП и его первого заместителя Алексея Новикова в должностных злоупотреблениях. Наиболее примечательные цитаты из статей на эту тему приводит сайт "Заголовки.ru".
Некоторые наблюдатели говорят о том, что случившееся крайне негативно характеризует работу главы СКП Александра Бастрыкина, который не сумел организовать ее должным образом, в результате чего уже через полгода после образования СКП ведомство стало разваливаться от непрофессионализма его руководства, пишет "Время новостей". Отметим, на прошлой неделе оба руководителя следственных органов отчитались о своих достижениях в сфере правопорядка. Рапорты Чайки и Бастрыкина напоминали рекламу конкурирующих фирм
- Довгия беспокоит "наружка"
- Чайка ставит под вопрос существование СКП
В субботу представители следственного комитета при прокуратуре РФ подтвердили факт проверки. Чернышов, руководивший с октября прошлого года расследованием дела о хищении в 2005 году у "Томскнефти" (тогда дочернего предприятия ЮКОСа) и отмывании 460 млн рублей, в заявлении, в частности, сообщил, что его начальник Довгий пытался необоснованно и небескорыстно освободить из-под стражи одного из обвиняемых по делу, бывшего председателя правления ОАО "Национальный банк "Траст" Олега Коляду.
Из рапорта Ложиса следует, что его начальник получил 1,5 млн долларов от одного из подозреваемых по делу, возбужденному в отношении директора одной крупной столичной компании "Петро-Юнион". А Чернышев сообщил, что, по его информации, Довгию было передано еще 2 млн евро за освобождение из-под стражи одного из фигурантов по делу "Томскнефти".
По версии следствия, Коляда в составе организованной группы, которой руководил тогдашний глава "Томскнефти" Сергей Шимкевич (также находящийся под стражей), "участвовал в оформлении фиктивных документов о движении похищаемых денег через группу компаний, а затем, совершая финансовые операции и другие сделки, обеспечивал легализацию денежных средств, добытых преступным путем".
В ходе служебной проверки было установлено, что Олег Коляда по-прежнему находится под стражей в спецблоке "Матросской Тишины": Мосгорсуд по ходатайству следствия продлил срок его ареста до 11 июня этого года.
Довгий как начальник Главного следственного управления несколько раз принимал участие в очных ставках обвиняемого Коляды со свидетелями, в частности с нынешним членом совета директоров банка "Траст" Ильей Юровым. Довгий настоял, чтобы его самого включили в протокол этих следственных действий.
Как выяснила проверка, после очной ставки обвиняемого с банкиром Юровым Довгий задал "непротокольный вопрос" Коляде и его адвокату Ларисе Мове: "Согласились бы вы выйти из-под стражи под залог?", при этом сумму предполагаемого залога Довгий не называл. Коляда ответил, что у него для выплаты залога нет денег, так как все его счета и имущество арестованы.
Следователь Чернышов запомнил это предложение своего начальника и в жалобе в администрацию президента РФ рассказал о нем как о подозрительном.
На очную ставку, по данным издания, Довгий пришел после того, как получил жалобу на действия членов следственной группы Генпрокуратуры под руководством Радмира Хатыпова, расследовавшей дело Коляды до создания следственного комитета при прокуратуре РФ.
Авторы жалобы утверждали, что следователи якобы посодействовали хищению с помощью поддельных документов у обвиняемого Коляды его доли в банке "Траст". В ходе проверки, организованной Довгием, было установлено, что акции банка действительно сменили владельца, хотя на них и был наложен арест. Однако дело по факту их похищения возбуждено не было.
По мнению подчиненных Довгия, главной причиной, по которой тот предложил обвиняемому Коляде выйти из-под стражи под залог, стал расчет на то, что, находясь на свободе, Коляда поможет дальнейшему разбирательству.
Адвокат Коляды Лариса Мове, в свою очередь, заявила, что вопрос об освобождении ее клиента под залог был озвучен судьей на недавнем обжаловании продления ареста в Верховном суде РФ. По ее словам, судья, рассматривавший дело Коляды, предложил ему выйти под залог в один миллиард рублей, однако обвиняемый отказался, заявив, что не располагает названной суммой.
В конце прошлого года Генпрокуратура объявила о начале проведения крупномасштабной проверки деятельности СКП. По мнению источников в комитете, отстранение Довгия и троих его подчиненных и стало, по сути, одним из ее результатов. Предполагалось, что эта проверка будет окончена в конце апреля.
Начальник Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Дмитрий Довгий, в отношении которого начата служебная проверка, сообщил, что написал заявление на имя прокурора Санкт-Петербурга в связи с организованным за ним наружным наблюдением.
"Во время моего пребывания в Санкт-Петербурге за мной следили какие-то неизвестные мне лица. Я попросил прокурора города организовать проверку и выяснить, что это за провокация и кто ведет за мной наружное наблюдение", - сказал Довгий "Интерфаксу" в понедельник.
При этом он отверг выдвинутые против него подозрения в коррупции: "Все это бред. Я категорически отвергаю подозрения и какие-либо разговоры о злоупотреблениях с моей стороны", - заявил Довгий.
На просьбу прокомментировать публикации в СМИ, в которых выдвигаются предположения о его возможной причастности к коррупционному скандалу в ходе расследования ряда громких уголовных дел, Довгий, который на время служебной проверки отстранен от работы, заявил: "Идет служебная проверка, она все и прояснит. Я ни в чем не виновен".