"Проводится комплекс следственных действий по оценке своевременности, достаточности и эффективности контроля за эксплуатантом воздушного судна, полноте мер по обеспечению безопасности полетов на данном типе воздушных судов со стороны должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти, в частности, системы Министерства транспорта России, вне зависимости от их служебного положения", - говорится в заявлении СКР.
- Red Wings выплатит компенсацию инженеру, едва не убитому колесом Ту-204
Для этого в ближайшее время состоятся допросы чиновников, в том числе Минтранса, которые отвечают за безопасность полетов Ту-204, отметили в ведомстве. Параллельно пройдет проверка авиакомпании Red Wings на предмет соблюдения травил техобслуживания самолетов.
Летчик-испытатель Александр Акименков, отвечая на вопрос "Коммерсант FM" о наличии необходимости проведения проверки СКР, заявил, что необходимость имеется "чрезвычайная". По мнению эксперта, сразу после инцидента во "Внуково" следовало приостановить эксплуатацию Ту-204 до установления причин ЧП.
"Явно самолет был недоиспытан в этой ситуации. Нужно было в ней разобраться, провести какие-то полеты, дать рекомендации и дальше продолжать эксплуатацию самолета", - заявил летчик. "Недоиспытан" - имеется в виду тот факт, что система реверса, которой Межгосударственный авиационный комитет выделил отдельное место в своем предварительном отчете, не сработала должным образом, но экипаж ничего не сделал, так как не знал о возможных последствиях.
Эксперты вступились за Ту-204
В предварительном отчете МАК говорится о том, что при посадке экипаж не смог включить реверс, что не позволило остановить самолет. При этом, как замечали эксперты, речь не идет о технической неисправности: на Ту-204 стоит блокировка реверса - "защита от дурака" - которая при определенных условиях не дает его включить. Блок сработал, по одной из версий, потому, что из-за малого веса судна не произошло одновременного обжатия стоек шасси, что является обязательным условием для включения реверса. То есть, система решила, что самолет еще летит, потому не дала затормозить его "в воздухе".
По мнению эксперта, экипаж Ту-204 мог не знать, как действовать в такой ситуации, именно из-за "недоиспытанности" самолета: "Это прекрасный самолет. Но он же испытывался в 1990-е годы, в лихие 1990-е годы, где денег не было, где не было закона, где относились легко ко всем этим делам. Вот мы пожинаем результаты 1990-х".
Член правления Всемирного фонда безопасности полетов Валерий Шелковников в интервью "Коммерсант FM" также выразил уверенность в необходимости расследования СКР: "Следственный комитет, как и прокуратура, может быть, обязаны вести параллельное расследование, чтобы определить виновность. А авиаторы виновность не определяют, они ищут причины... Обвинить людей - это легко. Но истинную причину - почему это так произошло - надо выяснить".
Он, однако, не согласился с той точкой зрения, что эксплуатацию Ту-204 необходимо приостановить. "Если бы была опасность, был случай, когда Як-42, на высоте 10 тысяч метров произошла катастрофа, там было ясно, что этот парк надо мгновенно остановить, и остановили его. Но это было решение правительства, согласованное с министерством авиационной промышленности... Была техническая ошибка", - сказал эксперт. В случае же с разбившимся во "Внуково" Ту-204 о технической ошибке, допущенной при производстве судна, говорить пока рано, подчеркивают в СКР.
Авиакомпания вспомнила о случайном пострадавшем
Тем временем стало известно, что случайно пострадавший при крушении инженер Александр Жиденко, чей автомобиль принял на себя удар колеса Ту-204 , вылетевшего на Киевское шоссе, получит компенсацию от авиакомпании. "Это невероятно! Обо мне сразу (после публикации в СМИ - прим. NEWSru.com) вспомнили все, начиная от представителей авиакомпании, заканчивая дальними родственниками и коллегами", - заявил Life News пострадавший.
Ранее он сетовал на то, что в результате ЧП попал с серьезными травмами в больницу, а представители Red Wings даже не извинились, не то чтобы предложить компенсацию.
По словам пострадавшего, к нему в больницу приезжал один из руководителей Red Wings, чтобы поинтересоваться о состоянии здоровья и обсудить юридические тонкости, касающиеся возмещения ущерба. Сумма еще не определена, однако она, как ожидается, покроет издержки на лечение и возместит моральный вред.