Одновременно стали известны подробности о ситуации со случайным пострадавшим при крушении лайнера. "Сказать, что я требую возмещение какое-то, именно так пока официально это не формулируем, я сейчас лежу на больничной койке. Конечно, то, что случилось, оно имеет место, был здоров, теперь нет, - заявил "Русской службе новостей" инженер Александр Жиденко, чей автомобиль принял на себя удар колеса Ту-204, вылетевшего на Киевское шоссе. - Тем не менее, я считаю, что компания и так достаточно сильно пострадала, поэтому какие-то особые требования предъявлять это не иметь, так скажем, и морального плана, и человеческого".
Дело не столько в жалости к Red Wings, которой грозит банкротство, пояснил ученый. Просто в авиакомпании, по его словам, пошли на встречу и готовы урегулировать спорную ситуацию без суда. "Ну, так скажем, положительно настроены на решение проблем. Они совершенно вменяемые и нормальные люди, в "Согазе" (страховщик Red Wings) такие же, профессионалы, замечательные люди, поэтому мы надеемся, чисто человеческие такие наши отношения, они должны решать все проблемы. Всякий суд - это не тот путь".
Отметил Жиденко и работу своей страховой компании, в которой оформлял полис КАСКО на автомобиль, а также действия сотрудников ГИБДД. Что касается автомобиля, то его восстановление признано нецелесообразным, потому владельцу будет выплачена стандартная компенсация. О том, на какое возмещение ущерба со стороны авиакомпании пострадавший может рассчитывать, пока не ясно. Жиденко, обратившийся за помощью на следующий день после ЧП во "Внуково", пробудет в больнице еще какое-то время: "Закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, компрессионный перелом восьмого и девятого позвонков... Я уже лежу достаточно долго, неподвижный, постельный режим, поэтому это все примерно 30-48 дней".
В четверг, 24 января, МАК опубликовал промежуточные результаты расследования обстоятельств крушения Ту-204. В отчете, опубликованном на сайте МАК, эксперты не приводят никаких предварительных выводов, отражая лишь факты, которые удалось выяснить о тех событиях. В частности, указано, что экипажу не удалось остановить машину на взлетно-посадочной полосе по причине невключения реверса.
"То, что все трезвонят про реверс, наводит тень на самолет, и на КБ"
На специализированном форуме Forumavia в этой связи разгорелась бурная дискуссия. Ряд пользователей обратили внимание на неверный посыл в соответствующих материалах многих СМИ: несрабатывание реверса преподносится как отказ системы, то есть техническая неисправность. Раскритикован был даже материал дружественного издания AEX.
"На разбившемся во "Внуково" самолете Ту-204 авиакомпании Red Wings не сработал реверс" - это как красная тряпка для всяких "писателей" и "экспертов" - а ведь именно она и видна в списке новостей!" - возмущается один из пользователей. "Гнилые журналисты, любители жаренного, выдают такие заголовки не просто так. Знают, что это ударит по репутации самолета, а там и до закрытия программы Ту-204см недалеко", - убежден другой. "Не удивлюсь, если на НТВ в ближайшие дни соберется очередной консилиум, из "специалистов", и начнет нести всякую пургу", - подключается третий. "Типичный прием журналистов с маленькой буквы "ж"! - возмущается еще один форумчанин. - Сейчас данный заголовок растиражируют остальные СМИ... Вот так руками непрофессионалов в очередной раз обольют грязью отечественное авиастроение".
"То, что все трезвонят про реверс, наводит тень на самолет, и на КБ, что совсем нехорошо для этого многострадального проекта, и для страны в целом... и забивает очередной гвоздь в крышку гроба нашего авиапрома", - цитирует пользователь прошлогодние выводы Общественной палаты о гибели отечественного авиапрома.
Действительно, невключение реверса при посадке Ту-204, по имеющимся на данный момент сведениям, не было технической неисправностью. Из отчета МАК следует, что самолет на ВПП "прыгал" с одного шасси на другое, и в момент нажатия рычага управления реверсом одновременного касания обеих стоек шасси с землей не происходило. И потому сработала "защита от дурака" - особенность Ту-204, чья система не позволяет включить реверс до обжатия обеих стоек шасси. Иными словами, защита нужна для того, чтобы реверс не включился в воздухе.
"Надо было штурвал на себя и птицей вверх"
Такая ситуация, как следует из предварительного отчета, и сложилась в момент посадки Ту-204. Экипаж дважды включал и выключал реверс, но из-за отсутствия обжатия обеих стоек шасси система воспринимала самолет как летящий, пускай он и находился фактически на ВПП. "После выключения двигателей, за счет торможения при движении по снежному покрову за пределами ВПП и наезду на неровности, произошло одновременное обжатие левой и правой основных опор шасси. Обжатие основных опор шасси привело к автоматическому выпуску воздушных тормозов и интерцепторов, а также к перекладке створок реверсивных устройств двигателей" - то есть реверс все же включился, но лишь когда шасси уже прочно встали на землю, за пределами ВПП.
Соответственно, виновником ЧП являются лица либо условия, которые не позволили самолету в момент посадки встать на оба шасси. Причин тому может быть много. "Приличный боковой ветер, плюс пустой (легкий) самолет", - отмечает один из пользователей форума. Напомним, Ту-204 возвращался из Праги лишь с экипажем из восьми человек.
К трагедии могли привести и неверные действия экипажа, полагают пользователи: "В их ситуации за 500 м до конца ВПП надо было взять миништурвал на себя и птицей вверх на повторный заход, но увы...". Ему вторит другой: "Особенности включения реверса, а так же действия в аварийной ситуации должны быть известны экипажу, их этому учили. Состояние экипажа и их действия еще предстоит оценить".
"Выпусти они интерцепторы вручную после касания, зная, что несешься на огромной скорости, и все бы дальше пошло штатно: упала скорость, обжались концевики, включится реверс", - заключает один из участников обсуждения. Отметим, что в докладе МАК оговаривается этот момент: "Выпуск интерцепторов в ручном режиме экипаж не производил".