По его словам, судом были исследованы и оценены все доказательства, представленные в ходе слушаний участниками процесса. При вынесении вердикта суд основывался на заключении последней психолого-психиатрической экспертизы Буданова, проведенной в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. Сербского в октябре 2002 года.
В связи с тем, что психиатры-эксперты признали полковника невменяемым и в момент убийства, и задолго до произошедшей в чеченском селе Танги-Чу трагедии, суд решил, что Буданов не подлежит уголовному наказанию по статье 105, ч.2 УК РФ (умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах). Сняты с него обвинения и по статьям УК РФ - "похищение человека" и "превышение должностных полномочий".
Юрий Буданов будет освобожден из-под стражи после того, как будет доставлен в специализированный психиатрический стационар, передает "Интерфакс". Сам подсудимый на процессе не присутствовал.
Иван Федоров, подчиненный Буданова, проходящий также в качестве обвиняемого по этому делу, признан виновным, приговорен к трем годам лишения свободы и освобожден по амнистии объявленной в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне с учетом наличия у него двух малолетних детей.
Слушания по делу Буданова проходили в Северо-Кавказском окружном военном суде более 22 месяцев. Перед началом сегодняшнего заседания были приняты дополнительные меры безопасности. У здания Северо-Кавказского окружного военного суда в Ростове-на-Дону, где слушалось дело Юрия Буданова, дежурили усиленные наряды милиции. При входе в здание суда и в зал заседания всех прибывающих обыскивали с помощью металлоискателя. Источник в суде сообщил, что данные меры вызваны необходимостью поддержания порядка на процессе.
В понедельник в ходе прений Гособвинитель Александр Дербенев отверг прозвучавший со стороны адвокатов подсудимого упрек в заказном характере выдвинутых им требований по поводу наказания Юрию Буданову. "Совершивший это убийство полковник Буданов не герой России, а уголовный преступник", - подчеркнул Дербенев.
"На предварительном следствии и в ходе судебного следствия доказано, что Эльза Кунгаева - не снайпер и никакой необходимости убивать ее у полковника Буданова не было", - заявил прокурор. "Фотография, по которой Буданов якобы опознал в Кунгаевой снайпера и его объяснения случившегося - все лишь самозащита Буданова, которую он грамотно выстроил, оправдывая свои действия, что свидетельствует о том, что Буданов человек умный, грамотный и ситуацию прогнозировал", - подчеркнул обвинитель. "Буданов забрал из дома не снайпера, а обычную девушку, которую он затем, для своей защиты стал называть снайпером", - отметил Александр Дербенев.
Адвокаты Буданова считают правомерными его действия при задержании Эльзы Кунгаевой. Они отметили, что задержание проходило в соответствии с положениями закона "О борьбе с терроризмом". Отвечая на вопрос о своих намерениях, адвокат Буданова Анатолий Мухин заявил: "Мы будем настаивать на том, что похищения не было, а было задержание лица, подозреваемого в совершении тяжкого преступления. Мы считаем, что полковник не врывался в дом Кунгаевых, а вел мероприятие по задержанию подозреваемого. Таким образом, содеянное им не является должностным преступлением".
При вынесении приговора адвокаты Буданова предлагают необходимым учитывать заключение последней психолого-психиатрической экспертизы в отношении подсудимого, признавшей его невменяемым и в момент убийства, и задолго до этого.
Основываясь на выводах психиатрической экспертизы, адвокаты Буданова предлагают освободить его от уголовной ответственности и не применять к нему ст. 105 УК РФ. Кроме того, защита обвиняемого считает необходимым направить подсудимого на принудительное лечение в медицинское учреждение специализированного типа.
В пятницу Гособвинитель Александр Дербенев и защита пострадавшей стороны выдвинули одинаковые требования: осудить Буданова на 12 лет с лишением воинского звания и наград и с ограничением в праве занимать государственные должности на 3 года.
Полковник Юрий Буданов обвиняется в том, что в ночь на 27 марта 2000 года он приехал на бронемашине в селение Танги, захватил Эльзу Кунгаеву, которую считал снайпером боевиков, и отвез в расположение части. Там он допрашивал ее, а затем задушил, после чего приказал своим солдатам закопать тело убитой.
Согласно акту экспертизы, Буданов признан невменяемым
Согласно акту психолого-психиатрической экспертизы, полковник Юрий Буданов признан невменяемым, ему рекомендовано лечение в медицинском психиатрическом учреждении специального типа. В акте психиатрической экспертизы полковника Буданова говорится, что на момент совершения убийства он "не понимал значения" содеянного.
"Мы заслушали акт комплексной психолого-психиатрической экспертизы, выводы которой таковы: в отношении инкриминируемых деяний Буданов признан лицом, не понимавшим в момент совершения этих действий смысл и значение этих действий, и в силу своего болезненного состояния не мог ими руководить", - заявил адвокат подсудимого Алексей Дулимов. При этом авторы заключения, по словам адвоката, пришли к выводу, что "Буданов находился в таком состоянии задолго до того дня, когда произошло это событие в Танги".
Как отметил Дулимов, вопрос о невменяемости подсудимого решается судом, но данные экспертизы могут дать основания суду признать Буданова невменяемым и освободить его от уголовной ответственности. По прогнозам участников процесса, если суд решит по рекомендации экспертов-психиатров направить Буданова на принудительное лечение в медучреждение специального типа, то вынесение приговора подсудимому отодвигается на неопределенное время.
Семья Эльзы Кунгаевой намерена предъявить материальный иск к государству
Потерпевшая сторона на процессе по делу полковника Юрия Буданова, обвиняемого в убийстве чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, намерена предъявить материальный иск к государству в рамках гражданского судопроизводства.
"Семья Кунгаевых будет предъявлять иск о возмещении материального и морального вреда за счет государства", - сообщил адвокат потерпевших Абдулла Хамзаев в перерыве заседания суда Северо-Кавказского военного округа в среду.
"Этот иск будет предъявлен не к Юрию Буданову лично, не к министерству обороны или воинской части, а, согласно действующей статье 53 Конституции РФ, к Министерству финансов РФ, поскольку Буданов на момент совершения убийства являлся должностным лицом, и возмещение ущерба, как материального, так и морального должно взять на себя государство", - подчеркнул адвокат.