"Мы называем цифру от 3 до 5 тысяч человек, похищенных на территории Чечни за время второй кампании, начавшейся в 1999 году", - заявил представитель правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов в пятницу на совместной пресс-конференции с международной правозащитной организацией "Международная амнистия".
В свою очередь, представитель "Международной амнистии" Виктория Уэбб подтвердила названные Черкасовым цифры. "Мы обращаемся к российским правозащитникам, чтобы выяснить масштабы проблем в Чечне", - заявила она. По мнению Уэбб, "усилий, которые предпринимают российские власти, явно недостаточно".
"Мы считаем, что похищений с участием силовых структур на территории Чечни гораздо больше, чем те два, которые стали известны (в частности, дело полковника Юрия Буданова)", - заявила она.
Ранее на встрече с начальником департамента по проблемам преступности юридического директората Совета Европы Джоан Маргарет Киллерби президент Чечни Алу Алханов сообщил, что имеются заявления о пропаже без вести о 2,5 тысяч человек.
Месяц назад замминистра внутренних дел РФ генерал-полковник милиции Аркадий Еделев заявил о значительном снижении количества похищений людей в Чечне. "В 2004 году по сравнению с 2003 годом количество похищенных лиц сократилось более чем в 2,5 раза. За 6 месяцев 2005 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество похищений также сократилось более чем вдвое", - заявил Еделев.
По его данным, в 2003 году в Чечне таких преступлений было зарегистрировано 513, в 2004 - 164, в первом полугодии 2005 года - 79. "Кстати, такие преступления сейчас чаще и быстрее раскрываются", - подчеркнул тогда Еделев.
Еделев выделил две категории уголовных дел, возбужденных по фактам похищения, исчезновения и незаконного удержания людей.
Первое, отметил он, - это похищения с целью получения выкупа, последующего обмена на арестованных членов незаконных вооруженных формирований или решения каких-либо личных проблем.
Второе - это так называемые мнимые похищения, которые используются как средство оправдания длительного отсутствия лица по месту проживания.
"Данный тактический прием активно применяется боевиками и некоторыми их родственниками для сокрытия участия в бандформированиях", - сказал он.
Правозащитники отметили, что 6 октября заканчивается срок, в течение которого должны быть исполнены решения Европейского суда по правам человека, вынесенные по делам, касающимся нарушений прав человека в Чечне.
"Европейский суд по правам человека 24 февраля 2005 года вынес первое решение, касающееся вооруженного конфликта в Чечне: по делам Хашиева и Акаевой против России (убийство родственников заявителей в Старопромысловском районе Грозного в 2000 году), а также по делам Исаевой, Юсуповой и Базаевой против России (бомбардировка колонны беженцев, покидавших Чечню 29 октября 1999 года), по делу Исаева против России (неизбирательная бомбардировка и обстрел села Катыр-Юрт 4-5 февраля 2000 года)", - сообщили правозащитники на пресс-конференции.
Они сообщили, что 6 июля 2005 года Европейский суд отклонил запрос правительства РФ о передаче дела на рассмотрение Большой палаты и соответственно, с этой даты решения вступили в силу.