Кремль обвиняют в возрождении советских стандартов по выявлению внутренних врагов и возвращению к понятию "мыслепреступление" из антиутопии британского писателя Джорджа Оруэлла "1984", которое подразумевает наказание не за действия, а за идеи, отклоняющиеся от официально принятого курса, отмечает газета The Times. А The Guardian сравнивает полномочия ФСБ с методами Precrime - подразделения полиции из голливудской картины 2002 года "Особое мнение".
Предупреждения, которые теперь вправе выносить ФСБ, на самом деле будут направлены не против тех, кто планирует преступление, так как попытка совершения противозаконных действий и так уголовно наказуема. "Эти предостережения будут касаться тех, кто остается в рамках разрешенного", - продолжает идею британского издания немецкая Berliner Zeitung.
По мнению российских правозащитников, ничего существенно нового этот закон в российскую действительность не привносит. ФСБ и так осуществляет подобный контроль за инакомыслящими, "но очень грустно, когда закон одобряет произвол такого опасного ведомства", отмечает глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
В России принятие закона о расширении полномочий ФСБ стало возможным, так как в стране сложилась система, которая еще не определилась, демократия она или диктатура, пишет Berliner Zeitung. "Новый закон - не что иное, как попытка поставить крест на законе, заменив его беззаконием, в данном случае механизмом политических репрессий", - считает автор статьи.
При этом все еще неясно, какое наказание грозит за игнорирование официального предупреждения, однако за препятствование исполнению обязанностей сотрудника ФСБ возможен арест на 15 суток, отмечает The Guardian. "В случае если пьяный сотрудник ФСБ выстрелит в Вас (а таких случаев было немало), Вы можете оказаться за решеткой на 15 суток просто за попытку бегства", - поясняет на простом примере суть закона независимый политический аналитик Юлия Латынина, цитирует The Daily Mail.
Зарубежная пресса отмечает также, что многие сторонники президента РФ Дмитрия Медведева, на которого возлагали надежды по либерализации страны, сильно разочарованы тем, что он не наложил вето на этот одиозный проект. Иностранным наблюдателям Кремль также отвел роль не более чем скромных критиков, мнение которых учитываться все равно не будет.
На встрече в Екатеринбурге с канцлером Германии Ангелой Меркель глава государства в резкой форме подчеркнул, что законопроект создавался по его личному распоряжению. Он отказался комментировать его, апеллируя к тому, что это внутреннее дело страны, а не международный акт.
Между тем возмущение принятым законом высказывали не только российские оппозиционеры. В Кремле также не все были согласны с решением высшего руководства страны. В пятницу, 30 июля, то есть на следующий день после окончательного принятия скандального закона, в отставку подала председатель Совета по правам человека и содействию развитию гражданского общества при президенте РФ Элла Памфилова.
Среди версий о причинах такого решения прозвучало также предположение, что это является знаком протеста против закона о ФСБ. "Принятие этого закона - позорное деяние, и раньше совет Памфиловой высказывался против этих поправок. Это (заявление об уходе Памфиловой) против этих поправок. Против них любой человек, который является хоть сколько-нибудь демократом", - заявил лидер "Яблока" Сергей Митрохин.