Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О Федеральной службе безопасности" также вводит административную ответственность за неповиновение законному требованию или распоряжению сотрудника ФСБ и воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей. Правонарушение будет наказываться штрафом для граждан в размере 500-1000 рублей или административным арестом до 15 суток; для должностных лиц - штрафом 1-3 тыс. рублей, для юридических - 10-50 тыс. рублей.
- Правозащитники рассчитывали на вето Медведева, но он признался, что сам поручил подготовить закон
- Эксперты и депутаты о позитиве и негативе весенней сессии
Правозащитники высказывали опасения, что закон будет направлен против оппозиционеров и станет основанием для наказания инакомыслящих. Накануне президент Медведев на совместной пресс-конференции с канцлером ФРГ Ангелой Меркель в Екатеринбурге признался, что закон готовился по его прямому поручению.
Как отметил президент, отвечая на вопрос немецкой журналистки, он бы хотел обратить внимание на то, что это "наше внутреннее законодательство, а не международный акт". Как пояснил Медведев, каждая страна имеет право на совершенствование своего законодательства, в том числе и в отношении спецслужб.
Накануне, но до сделанного Медведевым признания, российские правозащитники и оппозиционеры обратились к нему, чтобы он наложил вето на закон после принятия его Госдумой. Как говорится в обнародованном в четверг заявлении международного общества "Мемориал", правозащитники не теряют надежды, что когда этот закон, "частично - бессмысленный, а частично - опасный для общественной свободы", поступит на подпись к президенту РФ, он оценит его "надлежащим образом".
Как отмечают правозащитники, полномочия ФСБ в России и так вышли за всякие разумные рамки, теперь к органу отходит еще одно полномочие прокуратуры – профилактика, и это опасная тенденция. Как говорится в заявлении, если "предостережение" регламентируется законодательно, то оно становится орудием политического запугивания.
Одновременно около 80 видных правозащитников, оппозиционеров и общественных деятелей также обратились за помощью к спикеру Совета Федерации Сергею Миронову. "Общественность в России и за рубежом уже отметила, что новый законопроект возвращает ФСБ полномочия спецслужб тоталитарного режима. Инициаторы, скорее всего, рассчитывают создать юридический инструмент для массового запугивания недовольных, инакомыслящих и критиков власти - в том числе органов ФСБ", - говорится в обращении правозащитников. Как они считают, законопроект стал "ответом на критику спецслужб в связи с их действиями на Северном Кавказе и терактами в Москве 29 марта 2010 года".
Документ подписали глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, видные правозащитники "Мемориала", юристы, журналисты, писатели, деятели оппозиции.
Эксперты и депутаты о позитиве и негативе весенней сессии
Закон о ФСБ Госдума РФ приняла на последнем пленарном заседании весенней сессии. Как сообщил журналистам председатель нижней палаты парламента Борис Грызлов, в повестку дня пятницы включены 24 вопроса, в том числе законопроекты, рассматриваемые во втором и третьем чтениях, и проекты постановлений Госдумы. По словам Грызлова, за всю сессию вместе с последним пленарным заседанием палата примет рекордное количество законов - 244.
Как ранее сообщил председатель думского комитета по безопасности Владимир Васильев, возможно, также в пятницу Дума повторно примет закон, предлагающий тестировать претендентов на работу в милиции на алкогольную и наркотическую зависимость и исследовать их психику, который был отклонен Советом Федерации.
Совет Федерации в среду отклонил данный закон, из-за того, что Госдума не включила в ходе обсуждения законопроекта поправки, предложенные верхней палатой парламента. Закон входит в президентский пакет, подготовленный в рамках реформы органов внутренних дел.
Как сообщает газета "Время новостей", подводя итоги, Грызлов отметил, что важные решения принимались легко по причине "командного духа" в работе президента, правительства и парламентского большинства. "Многие другие страны могут нам позавидовать. Мы можем принимать законы, которые формируются президентом и правительством", - добавил Грызлов.
Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, депутат фракции "Единая Россия" Владимир Плигин, со своей стороны, отметил, что весенняя сессия для комитета была объективно достаточно напряженной. Была продолжена работа над выполнением тех положений Послания президента России к Федеральному Собранию, которые касались определенных изменений в российской политической системе. Госдума, в частности, рассмотрела предложения президента, касающиеся поправок в федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан России и права на участие в референдуме в связи с изменением порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления.
Вице-спикер Госдумы от фракции КПРФ, первый заместитель председателя ЦК партии Иван Мельников также считает позитивные моментами в работе Госдумы принятие пакета президентских законопроектов, которые касаются избирательного законодательства и партийно-политической системы в целом. Мельников также назвал важной ратификацию соглашения о продлении базирования Черноморского флота России в Крыму. Главным негативом Мельников считает принятый "Единой Россией" закон об изменении правового статуса бюджетных учреждений.
Руководитель фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев считает, что в этом политическом сезоне у России появилось три главных шанса, которые нельзя упустить: они связаны с совершенствованием политической системы, осуществлением модернизации России и началом широкомасштабной борьбы с коррупцией.
Как со своей стороны отметил независимый политолог Дмитрий Орешкин, самое важное в весенней сессии - "то, что невозможно вспомнить самое важное". Какая разница, какой закон приняли, если депутаты не отвечают за свою работу перед избирателями, а решают свои лоббистские задачи, считает эксперт. К тому же, по его замечанию, законы принимаются абсолютным большинством, и всем понятно, что ключ находится в Кремле.