Мероприятие проходило в присутствии тех самых представителей областной администрации, которые надеются заполучить куски компании, расчленяемой по приказам из Кремля. Музыка, девушки в народных костюмах, грамоты передовикам производства - последний праздник прошел в минувшую среду среди сибирских болот вполне "на уровне".
Стивен Тиди, 52-летний американец, ставший в конце июня исполнительным директором ЮКОСа, чтобы спасти хоть что-то от ведущей российской нефтяной компании, прилетел на открытие электростанции частным самолетом в сопровождении иностранных журналистов - последнего оплота ЮКОСа в его противостоянии с Кремлем.
"У нас еще достаточно наличных денег, чтобы выдать зарплату за июль, - рассказал в самолете опытный американский нефтяник, за плечами которого - тридцатилетняя карьера в компании Conoco. - Но в первой половине августа мы прекратим выплаты, если к этому времени наши счета не будут разблокированы юстицией". С конца будущей недели, предупреждает Стивен Тиди, поставки нефти в Китай могут быть приостановлены из-за отсутствия денег на оплату услуг российского железнодорожного ведомства.
Перед прилетом в Сибирь Стивен Тиди всю ночь беседовал с журналистами, рассказывая им об опасностях, связанных с грядущей кончиной ЮКОСа. Однако этот американский профессионал хранит на лице оптимистичную улыбку.
"Новый объект, который мы сегодня открываем, является хорошим примером работы ЮКОСа, - говорит он, обращаясь к сотне чиновников, специалистов и рабочих, присутствующих на церемонии. - Нужно, чтобы мы могли имели возможность и дальше инвестировать средства в наш рост и продолжать платить налоги". Никто не улыбается: толпа, собравшаяся перед зданием электростанции, выкрашенной в фирменные цвета ЮКОСа - зеленый и желтый - похожа, даже не удивляется нелепости ситуации.
Одетый в зеленую спецовку с надписью "ЮКОС", 32-летний инженер Дмитрий объясняет, почему рабочие ЮКОСа продолжают сохранять спокойствие.
"Для нас главное, что здесь, в недрах нашей земли, есть нефть. Неважно, будет ли наш хозяин называться ЮКОСом или нет, пока здесь есть нефть, у нас будет работа".
Другой инженер, 37-летний Евгений, одетый в такую же спецовку, с ним согласен: "Может быть, скоро у нас будет другой хозяин. А может быть, и нет. В любом случае все решает большая политика".
Специально прилетевшие из Москвы, чтобы "поблагодарить" и "поздравить" работников ЮКОСа, руководители компании вынуждены бессильно констатировать, что их собственные подчиненные готовы к ее предстоящему уничтожению.
"Вы видели, как вел себя директор нашего местного филиала, "Томскнефти", - удивленно говорит на обратном пути один из членов руководства. - Он больше времени провел с областным губернатором, чем со Стивеном Тиди, директором компании! Хотя именно этот губернатор одним из первых заявил, что он поддерживает обвинения против ЮКОСа, и воспользовался нашими бедами, чтобы потребовать от нас еще больших отчислений на социальные программы. Этот губернатор явно не расстроится, если "Томскнефть" перейдет в руки государства!"
И действительно, губернатор и местный представитель ЮКОСа весь день были неразлучны, а Стивен Тиди не удостоился от них больше простого рукопожатия. Стиснув зубы, московские менеджеры молча присутствуют при этом спектакле. Они даже позволяют губернатору "кликнуть" мышью компьютера, запуская электростанцию в строй.
"Мы вынуждены поддерживать добрые отношения с властью", - напоминает один из руководителей ЮКОСа. Это золотое правило компания усвоила слишком поздно. По мнению большинства московских аналитиков, наиболее вероятный сценарий сегодня состоит в том, что Кремль принудит ЮКОС уступить свои филиалы ("Юганскнефтегаз", "Томскнефть" и "Самаранефтегаз") одной или нескольким государственным нефтяным компаниям, близким к Кремлю - таким, как "Роснефть", "Газпром" или "Сургутнефтегаз".
Государственная компания "Роснефть", судя по всему, готовится сыграть в этом деле решающую роль: президентом ее административного совета только что назначен Игорь Сечин, которого считают одним из главных дирижеров атак на ЮКОС.
Один из участников этого сибирского путешествия сделал горький вывод: "Вот что сейчас делает Путин: он хочет снизить до минимума стоимость ЮКОСа, чтобы потом передать его по низкой цене своим друзьям". (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru)