Такие решительные меры связаны с закончившейся на днях комплексной проверкой Моспрокуратуры и ее подразделений, которую проводила Генпрокуратура. В ее рамках были выявлены многочисленные нарушения - от "заказных" дел до укрывательства преступлений. По данным газеты, пристальное внимание к столичным прокурорам стало одним из отголосков нашумевшего "дела оборотней в погонах".
"Последние несколько лет у нас творится полный бардак, - рассказывает представитель Мосгорпрокуратуры. - А начался он с приходом в 2000 году Михаила Авдюкова. Не хочу прямо говорить, что он человек для прокуратуры случайный. Но по сравнению со всеми предшественниками явно проигрывает. Поэтому неудивительно, что работой как самой Моспрокуратуры, так и наших окружных подразделений Генпрокуратура была недовольна, а 3 июля она начала комплексную проверку".
По словам представителя горпрокуратуры, для изучения деятельности Моспрокуратуры по приказу Генпрокурора РФ Владимира Устинова было создана специальная комиссия, которая закончила работу несколько дней назад. "Как я знаю, проверяющие признали работу столичной прокуратуры и ее подразделений неудовлетворительной", - отметил представитель прокуратуры Москвы.
В частности, комиссия пришла к выводам, что руководство Моспрокуратуры слабо контролирует действия подчиненных, что ведет к значительным нарушениям с их стороны, в частности появлению "заказных" дел. Был признан низким и уровень контроля со стороны прокуратуры за действиями милиции. В частности, комиссия установила, что прокуратура "закрывала глаза" на тысячи "укрытых" сотрудниками ГУВД Москвы преступлений, зато утверждала явно инспирированные милицией дела.
"Характерный пример - пресловутое "дело оборотней", - сказал представитель Мосгорпрокуратуры, - ведь все дела, которые возбуждали после того, как сотрудники МУРа подбрасывали оружие, наркотики и т.п., потом утверждались именно прокуратурой".
По информации "Времени новостей", комиссия по итогам проверки поставила два вопроса - о служебном соответствии отдельных руководителей Мосгорпрокуратуры и о ликвидации в столице, как наиболее провинившихся, окружных прокуратур и передаче их функций районным прокуратурам.
Последнюю тему Генпрокуратура поднимает уже не в первый раз. Ранее Владимир Устинов уже заявил: "Мы не можем ликвидировать в Москве городскую прокуратуру или районные подразделения, а вот окружные надо посмотреть - либо реорганизовать, либо сократить".
В Москве особая преступность
"Этот конфликт тянется уже много лет, а возник он сразу после того, как Генпрокуратуру возглавил Владимир Устинов - рассказал первый зампрокурора Москвы Юрий Синельщиков в интервью газете "Время новостей", которое будет опубликовано в четверг. - Видимо, на него обрушилась масса жалоб по прокуратуре Москвы. А в столице и жалобщики, и преступники особые. В результате у Генпрокурора появилось недовольство прокуратурой Москвы. Они посчитали, что мы огромный объем материалов не всегда удачно перерабатываем. Стали предъявляться претензии, появились требования наказать определенных сотрудников".
"Если говорить об эмоциональной стороне ситуации, то со стороны Генпрокуратуры есть явная неприязнь к нам. Они убеждены, что мы не всегда справляемся с работой, и отчасти правы. Но не учитывается, что в Москве особая преступность, - говорит Синельщиков. - Ну и, конечно, тут просматриваются предвыборные шаги. Надо отчитаться перед избирателями, показать, что люди, которые стоят у власти, принимают меры к тому, чтобы навести порядок".
"С выводами проверки не согласен категорически, - продолжает Юрий Синельщиков. - Я не говорю, что у нас нет недостатков. Их полно, аппарат слабый, неопытный. Но проверяющие работали в спешке, к руководству Моспрокуратуры не пришли, не поговорили. Над своими сотрудниками мы контроля не потеряли. Надзор за милицией действительно слабый. Но прокуратура Москвы в этом направлении делает столько, сколько не делает ни одна прокуратура в регионах. Только в прошлом году мы направили в суды уголовные дела в отношении 201 сотрудника милиции".
Относительно "дела оборотней" Синельщиков сказал, что "кое-где прокуроры в условиях нового УПК работают по интуиции и иногда принимают решение на догадках, не читая материалов дела. У них просто нет физической возможности изучить все материалы.
Конечно, у Михаила Авдюкова "есть свои недостатки. Может, он проигрывает как организатор. Но у Авдюкова есть и замечательные качества. В частности, он никогда не ошибается в своих решениях, - подытожил зампрокурора Москвы.
В свою очередь известный в юридических кругах человек, тесно связанный по работе с Моспрокуратурой и попросивший не называть его фамилии, рассказал: "Да, я прекрасно знаю о проверке прокуратуры, ликвидации ее окружных подразделений и возможной отставке Авдюкова. "Песочат" их за дело. Весь этот милицейский "беспредел", который происходил в последние годы в Москве - с подбрасыванием наркотиков и оружия, возбуждением явно "заказных" дел, незаконными задержаниями, укрывательством преступлений и т.д., - был возможен именно благодаря позиции Моспрокуратуры. Она должна надзирать за милицией, но практически потеряла над ней контроль. В результате милиционеры перестали чего-либо бояться и творили, что хотели. Как я знаю, "дело оборотней" стало одной из последних капель, переполнивших чащу терпения Генпрокуратуры".
А вот что рассказал "Времени новостей" один из членов комиссии по проверке Моспрокуратуры, зампрокурора подмосковного города Жуковского Александр Лычагин.
"Был полный саботаж нашей работе. Порой возникало чувство, что прокуратура Москвы - отдельная структура, которая к Генпрокуратуре не имеет никакого отношения. У людей просишь конкретные материалы, а они ухмыляются и их не представляют. А один из окружных прокуроров прямо нам заявил: "Я пережил уже сто проверок, и вас всех тоже переживу", - сообщил Лычагин.
На вопрос о том, какие наиболее вопиющие факты были выявлены при проверке, Лычагин сказал: "Их очень много. Например, по бумагам есть номер дела, и оно должно быть заведено окружной прокуратурой. Начинаем проверять, выясняется, что на самом деле никакого дела в окружной прокуратуре нет. На вопрос, где дело, нам объясняют: "Ну надо же выдавать положительную статистику, вот и мы указали, что оно заведено".
"Мы выявили массу случаев, когда в Москве находили явно криминальные трупы, а милиция и прокуратура в бумагах писала, что "признаков насильственной смерти не обнаружено", - рассказывает Лычагин. - Причем это делалось с нарушениями - человека забили, а в бумагах указано, что якобы он шел пьяный, падал и сам себе наносил смертельные травмы, ломал руки, ноги".
"Еще пример - человека убили, а в дело вложен протокол осмотра другого, некриминального трупа. Только у заведующего 2-м моргом сейчас есть целый журнал, где числятся трупы явно криминальные, но в милицейских и прокурорских бумагах указано, что люди погибли от несчастных случаев или сами умерли. В результате была выявлена масса сокрытых убийств, только во время работы комиссии возбуждено около ста уголовных дел. И возбуждала их непосредственно Генпрокуратура, поскольку Моспрокуратура отказывалась", - сообщил член комиссии.
Говоря о ситуация с розыском пропавших без вести людей в Москве, Лычагин сообщил, что "таких людей практически не ищут. Для формальности заводят дело, но не готовят даже плана работы. О каких-то следственных действиях или опросе свидетелей речи не идет. Порой мы устанавливали факты, когда человек пропал, а его поисками не занимались годами".
Решаться судьба московских прокуроров, по информации "Времени новостей", будет 4 августа на коллегии Генпрокуратуры, где и рассмотрят итоги проверки.
Прокуратуру Москвы Михаил Авдюков возглавил в 2000 году. До этого, с 1989 г. по 1994 г. он был прокурором Сахалинской области, работал в Генпрокуратуре РФ, потом его назначили заместителем Московского транспортного прокурора, а в 1997 году - прокурором Московской области.
Прокуратура Москвы просит Путина защитить ее от Генпрокуратуры РФ
Первый заместитель прокурора Москвы Юрий Синельщиков заявил в среду, что он не исключает увольнения с "должности прокурора Москвы и вместе с ним еще ряда руководителей" на коллегии прокуратуры, которая, по его словам, намечена на 31 июля.
"Такие коллегии собирают, чтобы уволить от должности, - сказал он в эфире радиостанции "Эхо Москвы". - Кто будет в этом ряду, мы пока не знаем".
Генпрокуратура РФ закончила комплексную проверку состояния прокурорского надзора и состояния следствия Московской городской прокуратуры в прошлую пятницу, 25 июля, рассказал Синельщиков. По его словам, по результатам проверки были сделаны выводы о несостоятельности прокурора города Михаила Авдюкова и ряда районных прокуроров.
Первый зампрокурора Москвы сообщил, что направил письмо президенту России Владимиру Путину, в котором говорит о своем несогласии с результатами комплексной проверки. По его словам, в справке, представленной по результатам проверки, "есть искажения, есть просто фальсификация, недозволенное жонглирование статистикой".
В связи с этим в своем обращении к президенту РФ Юрий Синельщиков, по его словам, предлагает создать независимую комиссию, которая бы выяснила, есть ли недостатки в столичной городской прокуратуре и какие.
При этом Синельщиков не отрицает наличие недостатков в работе прокуратуры Москвы: "Они имеются и их немало, но надо не просто в очередной раз разогнать руководство Московской городской прокуратуры, а предпринять такие меры, которые способствовали бы укреплению прокурорского надзора, укреплению следствия в московской прокуратуре".
"К сожалению, Генпрокуратура этого решать не собирается, - сказал Синельщиков. - Надеюсь, что эти вопросы будут решены на уровне президента".
Свое обращение к президенту РФ в обход вышестоящего начальства Юрий Синельщиков объяснил следующим образом: "На своей должности я работаю уже 9 лет, он (прокурор Москвы) не так давно здесь работает. Я знаю коллектив, знаю лучше людей, и люди знают лучше меня. Считаю, что это обязан сделать я. У меня 30-летний опыт работы в прокуратуре".