По его словам, Москва хочет гарантий того, что новая система американской противоракетной обороны не будет направлена против российского ракетно-ядерного потенциала. Только в этом случае Россия считает возможным участвовать в создании единого европейского ракетного щита вместе с США и НАТО, заявил он на пресс-конференции в "Интерфаксе".
- Об угрозе Ирана и поставках ему российских ракет С-300
- О пропорциональности действий России на Кавказе в августе прошлого года
- О расширении НАТО на Восток
Ответные шаги России будут, скорее всего, политико-дипломатические, уточнил он. "Поверьте мне, времена ребяческой радости по поводу всяких деклараций, поступающих с Запада, в России давно прошли", - подчеркнул Рогозин. А первая реакция руководства страны была "очень благоприятной, но осторожной". Намерения и предложения Вашингтона еще будут тщательно изучаться.
По его словам, у России есть опасения, что элементы новой системы ПРО США могут оказаться в Северном Ледовитом океане, в Северном море или в Балтийском море, "в тех секторах обстрела траекторий потенциальных пусков, которые будут затрагивать исключительно наши высшие интересы".
"Если эта система приобретает мобильный характер, то где гарантии того, что эта мобильная штука - лодка, катамаран, крейсер или линкор с установленной системой противоракетной обороны, с ракетными перехватчиками - что эта система не приплывет к нам, в наши северные моря?" - приводит слова постпреда агентство.
"Если наши коллеги из Вашингтона говорят, что они модернизируют свою систему исключительно для того, чтобы поражать цели малой и средней дальности, то нам нужны гарантии того, что действительно параметры поражения этих противоракет будут ограничены ракетами малой и средней дальности и что они не будут покушаться на те траектории, которыми обладают серьезные тяжелые баллистические ракеты наземного или морского базирования", - заявил он.
Много вопросов по поводу самих гарантий, которых ждет Москва: "Будут ли они юридически обязывающими, или просто некими гарантиями высокого политического уровня? Или вместо гарантий потребуются какие-то иные решения с нашей стороны?".
По словам Рогозина, новая система ПРО США будет в основном морского базирования со стационарными элементами на Кавказе, "может быть, в Турции".
Об угрозе Ирана и поставках ему российских ракет С-300
Напомним, свои прежние планы разместить элементы ПРО в Восточной Европе у российских границ США объясняли необходимостью защиты от "непредсказуемого" Ирана. Рогозин на пресс-конференции отметил, что в Москве обеспокоены недавним испытанием иранских ракет. "Очевидно, что Россия находится гораздо ближе к территории Ирана, чем другие западные страны, поэтому мы хотим знать все или почти все о будущем этих ракетных программ", - цитирует его агентство.
Вместе с тем, по его словам, "Россия не будет ставить телегу впереди лошади". "Для нас важным является ресурс политического влияния - будь это Иран или любая другая страна. Мы предпочитаем переговоры, считаем, что они намного более надежны, чем гонка вооружения. Постпред пояснил, что "всегда гонка наступательных вооружений порождает гонку оборонительных вооружений, которые ничем не лучше наступательных".
Рогозин также заявил, что ему ничего не известно о планах России поставлять Ирану зенитные ракетные системы С-300. "Я не знаю о том, что мы собирались поставлять С-300 Ирану. Мне об этом неизвестно", - заявил он в ответ на соответствующий вопрос журналистов.
О пропорциональности действий России на Кавказе в августе прошлого года
В ходе пресс-конференции были затронуты и другие важные вопросы. Рогозин вновь заявил, что действия России в ходе прошлогоднего конфликта с Грузией были обоснованными и пропорциональными. "Грузия напала на Южную Осетию и совершила это максимально жестоким образом. Эта трагедия Грузии, поскольку в результате этой атаки Грузии стало меньше", - сказал постпред.
"Я не знаю, что такое пропорциональный ответ в такой ситуации. Когда вам кислотой плещут в лицо, а вы достаете кастет и даете оплеуху нападавшему - это пропорционально или непропорционально? Если бы ответ России был непропорциональным, то, я думаю, наши войска стояли бы в Тбилиси", - заявил он.
Рогозин напомнил, что доклад независимой комиссии, созданной под эгидой ЕС по расследованию обстоятельств конфликта в Южной Осетии в августе прошлого года, будет обнародован в среду днем. При представлении доклада будет присутствовать представитель РФ при Евросоюзе Владимир Чижов, а также грузинский постпред.
Журналисты поинтересовались мнением Рогозина и по вопросам дальнейшего расширения НАТО на Восток. Он ответил, что это невыгодно самому Североатлантическому альянсу. По его словам, это совершенно очевидно, "даже если посмотреть на этот процесс с натовской шкурной, эгоистической точки зрения".
"Дело в том, что последние несколько лет альянс расширялся за счет мягких и молодых демократий, то есть во многом нестабильных режимов, где очень бурно проистекало становление собственной государственности, - пояснил он. - Все они привносили свои внутренние дрязги и разногласия в ту структуру, куда они вступили, то есть в НАТО. Коэффициент конфликтности в НАТО в результате расширения на Восток резко увеличился".
"С другой стороны, приобретенный потенциал этих государств в военном отношении примерно равен нулю. Военные реформы в этих государствах идут ни шатко ни валко. С точки зрения обороноспособности эти государства не могут дать какие-то плюсы НАТО", - считает Рогозин. По его словам, "при сохранении прежнего военного потенциала, который не увеличился за счет расширения, НАТО приобрела дополнительную зону ответственности, причем связанную с постоянными проблемами, взаимными обвинениями и так далее".
По мнению Рогозина, "если еще подумать о доведении догм о расширении НАТО на Восток, догмы о политике открытых дверей до практического решения вопроса об участии Украины и Грузии, то НАТО может скончаться как организация". "Никто не собирается брать на себя нынешние проблемы Грузии - на Западе своих проблем много, никто не собирается втягивать себя в ту постоянную "санта-барбару", которая проистекает. Смотреть на это со стороны интересно, а держать у себя дома этот табор очень тяжело", - сказал он.
Практически, по мнению Рогозина, "будет происходить следующее: они будут говорить, что никто не отменял бухарестские заявления саммита НАТО в апреле 2008 года о том, что Грузия и Украина станут членами НАТО. Это будет ритуальная фраза, которая будет сопровождать любой вопрос о перспективах участия Киева и Тбилиси в Североатлантическом альянсе". "Но за этим будет стоять вторая фраза: "Но для того, чтобы принять участие в НАТО эти страны должны будут соответствовать нашим высоким стандартам. Вот это и есть то самое "но", которое окончательно закрывает двери атлантической перспективы и для Украины, и для Грузии до того момента, как будут решены как внутренние проблемы этих государств, так и отношения с соседями". "С точки зрения внутренней натовской логики перспективы участия Грузии и Украины в НАТО равны шансу падения на Землю кометы", - добавил Рогозин.
В заключение он информировал, что дополнительное заседание на уровне послов Совета Россия-НАТО состоится в Брюсселе 7 октября. На нем, возможно, кто-либо поднимет вопрос о возобновлении сотрудничества по ПРО театра военных действий, а также планируется обсудить программу взаимодействия Совета Россия-НАТО на 2010 год.