По данным источника агентства в правоохранительных органах, задержаны бывший начальник отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД ЗАО Андрей Щиров и четверо бывших оперативников - Роман Феофанов, Максим Уметбаев, Акбар Сергалиев и Денис Коновалов.
"Коммерсант" пишет, что по делу проходит шесть человек - все перечисленные и заместитель Щирова Игорь Ляховец. По информации газеты, Щирова, Сергалиева, Коновалова и Феофанова задержали в Москве, Уметбаева должны доставить в столицу из Ростова-на-Дону, Ляховца - из Сочи. Таким образом, в центральном здании СКР в Техническом переулке ведется допрос четырех подозреваемых, остальных доставят туда к вечеру.
Оперативники Феофанов, Уметбаев, Сергалиев, Коновалов и Ляховец участвовали в задержании Голунова в июне 2019 года, Щиров ими руководил. До сих пор никаких следственных действий в их отношении не велось.
"Новая газета" со ссылкой на СКР сообщает, что экс-полицейских допрашивают в рамках дела о превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ).
"Коммерсант" пишет, что их могут обвинить еще и в незаконном хранении наркотиков (ст. 228 УК РФ), которые "нашли" в рюкзаке и дома у Голунова, а также в фальсификации доказательств (ст. 303 УК РФ) по делу. Также проверяется информация, что бывшие сотрудники УМВД по ЗАО фальсифицировали еще нескольких уголовных дел, которые не вызвали столь большой общественный резонанс.
В задержании бывших полицейских участвовали десятки сотрудников ФСБ, главного управления собственной безопасности МВД и его столичного подразделения, а также Следственного комитета. Санкции на обыски квартир подозреваемых были получены в Басманном суде Москвы заранее.
"Правоохранительные органы сегодня сделали значительный шаг в расследовании уголовного дела Ивана Голунова. Хочу подчеркнуть, наши требования - справедливое расследование и суд", - сказал адвокат Голунова Сергей Бадамшин. "Я рад, что дело движется, но справедливость восторжествует тогда, когда будет судебное решение. Надеюсь, что оно будет справедливым", - прокомментировал сам журналист.
- У семьи Щирова нашли связи с ювелирным заводом, незаконно сбывавшим драгметаллы
- Щиров фабриковал уголовные дела и "крышевал" наркоторговцев
Бадамшин сообщил "Открытым медиа", что Голунова как потерпевшего будут привлекать к следственным действиям. По данным источника издания, близкого к Следственному комитету, после допроса следствие будет ходатайствовать перед судом об аресте задержанных полицейских.
В связи с делом Голунова своих должностей лишились два генерал-майора полиции. Четверо сотрудников УВД по ЗАО, имевших отношение к преследованию журналиста, были уволены после внутренней проверки. Также впоследствии был уволен Щиров. Феофанов, Уметбаев и Щиров впоследствии подали иски о восстановлении на службе, заявив, что считают свое увольнение из органов внутренних дел незаконным. Суд им отказал.
К декабрю, то есть спустя пять месяцев после прекращения преследования журналиста, в деле так и не появились ни подозреваемые, ни обвиняемые. После того, как защита Голунова пожаловалась на бездействие следствия и попросила передать дело ФСБ, выяснилось, что его материалы полностью засекречены. Сам Голунов рассказал, что по делу о распространении наркотиков нет никакого движения, а активное участие в нем самого журналиста "следствию абсолютно не нужно".
28 октября адвокат Сергей Бадамшин пожаловался в суд на следователя СК РФ за нарушения прав и бездействие по сообщению о совершении преступления в отношении журналиста сотрудниками полиции. Защитник просил признать незаконными действия старшего следователя по особо важным делам Главного управления по расследованию особо важных дел СК РФ по Москве Шачнева, который в нарушение правил не ознакомил Голунова и его защиту с уведомлением о передаче по подследственности из МВД в СК сообщения о преступлении в отношении журналиста. Также защита не была ознакомлена с материалами проверки по сообщению о преступлении сотрудников полиции в отношении Голунова.
Кроме того, адвокат указывал, что в результате проверки сообщения о преступлении в отношении журналиста не было принято решения о возбуждении уголовного дела, и просил суд обязать следователя устранить нарушения. 11 декабря Иван Голунов обратился в ФСБ с заявлением о совершенном в отношении него преступлении - фальсификации доказательств и применении насилия".
Дело сдвинулось с мертвой точки только после того, как президент РФ Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции внезапно сообщил о возбуждении уголовных дел против пяти уволенных полицейских. Голунов и его адвокат об этом ничего не знали. Выяснилось, что дела якобы были возбуждены 18 декабря - за день до встречи Путина с прессой.
Засекречивание дела журналиста президент объяснил тем, что "возникают вопросы, связанные с организацией оперативно-розыскной деятельности". Информации по заказчикам незаконного преследования Голунова Путин предоставить не смог, потому что ее "нет". В начале января Голунова наконец признали потерпевшим по уголовному делу. На прошлой неделе он подал жалобу в Генпрокуратуру на имя нового главы ведомства Игоря Краснова, потребовав официальных извинений от имени государства за незаконное уголовное преследование.