"Глупыми и бессмысленными были последние мои годы. Полными наркомании и разврата. Лень, самовлюбленность, прелюбодеяние не дали мне развиваться", - отрывок из предсмертной записки
Вести
Член "Другой России" Александр Долматов, скончавшийся в депортационном центре Нидерландов 17 января, в своей предсмертной записке раскаялся в неправедном образе жизни в последние годы. Оппозиционер, бежавший из страны в поисках политического убежища, писал об употреблении наркотиков, "разврате" и отсутствии саморазвития.

"Глупыми и бессмысленными были последние мои годы. Полными наркомании и разврата. Лень, самовлюбленность, прелюбодеяние не дали мне развиваться", - цитирует "Газета.ru" отрывок из предсмертной записки, полный текст которой, как сообщает издание, оказался в распоряжении редакции. На следующей странице Долматов просит, если возможно, отправить его тело после смерти в Россию, отмечает "Газета.ru".

Отметим, что ранее близкие оппозиционера, в частности, его мать, высказывали сомнения относительно подлинности предсмертной записки, отрывки из которой были опубликованы журналистом Олегом Кашиным. В тексте, попавшем к корреспонденту, было много грамматических ошибок, из чего знакомые Долматова сделали вывод, что он таким образом давал понять, что, возможно, писал под диктовку. "Газета.ru" не уточняет, является ли оказавшийся в редакции текст продолжением сообщения, опубликованным Кашиным, либо это некий второй текст, предположительно, написанный оппозиционером перед смертью. Журналист ранее пояснял, что он не публикует записку целиком по этическим соображениям.

"На кокаин у него не было денег"

Как бы то ни было, если в первую часть предсмертного обращения Долматова его близкие подвергли сомнению, то вторую, ныне опубликованную, опротестовывать, как будто, не готовы. В то же время они подчеркивают, что те же наркотики не могли стать причиной самоубийства.

"Нет идеальных людей, ну курил, может, чего-нибудь, но наркоманом не был. Это знают все, кто с ним общался", - заявила "Газете.ru" мать оппозиционера Людмила Доронина. Антифашист Денис Солопов, общавшийся с Долматовым в Нидерландах, сомневается, что другоросс употреблял серьезные наркотики: "За то время, что я тут нахожусь, я научился отличать человека, который употребляет что-то серьезное, от человека, который, к примеру, либо покуривает, либо не употребляет вообще. Вряд ли Долматов в Голландии употреблял героин или крэк - по нему было непохоже. На кокаин у него не было денег".

Местный правозащитник Герт Атес, который ведет независимое расследование, в разговоре с "Газетой.ru" подчеркнул, что не знал Долматова лично и поэтому не может составить мнения о том, что привело его к самоубийству. При этом он отметил, что гибели россиянина предшествовали четыре дня, когда он находился под присмотром полиции. С этим связаны сомнения правозащитника в том, что Долматов смог бы раздобыть какие-то наркотические вещества в эти несколько дней перед смертью.

Возможно, его психологическое состояние было связано с употреблением антидепрессантов, которые он относительно легко мог раздобыть в Нидерландах, полагает анонимный источник издания: "Что же касается лагерей для беженцев, то там человеку, который пожаловался на недуг, могут сразу дать сильные лекарства. Причем это могут сделать как рядовые обитатели лагеря, так и сотрудники... С Долматовым, который, возможно, впал в депрессию, могло случиться нечто похожее".

Вероятность обострения неких скрытых недугов в результате употребления психоактивных веществ не исключает врач-психиатр Ольга Милорадова: "То, что вяло текло и было свойством личности, могло после употребления наркотиков спровоцировать психозы, а это и есть развитие болезни... Внезапное обращение к религии - это нехарактерно, скорее всего, это один из болезненных моментов. На этом фоне у него могла развиться какая-то навязчивая идея, в том числе о преследовании".

"Из разговоров было понятно, что в нем происходит внутренняя борьба"

О том, что прежде неверующий Долматов обратился к православной церкви, "Коммерсант-Власть" ранее сообщил протоиерей Григорий Красноцветов, служащий в храме святого благоверного великого князя Александра Невского в Нидерландах. По словам священнослужителя, в последние месяцы Долматов нередко с ним общался, исповедался, причастился, молился и держал пост. "Из разговоров было понятно, что в нем происходит внутренняя борьба... Я знаю о последнем годе его жизни столько... Больше, наверное, никто не знает. И конечно, то, что он ушел, - это моя вина". Протоиерей уверен, что смерть Долматова - не убийство, а именно добровольный уход из жизни: "Я не смог удержать".

Родственники и друзья оппозиционера придерживаются иной точки зрения. Мать Долматова ранее возложила ответственность за гибель сына и на голландские власти и даже спецслужбы, и на российскую сторону. Если суицид и не был сфальсифицирован, то все равно расследовать гибель россиянина нужно по статье "Доведение до самоубийства", отмечало издание The New Times, которое опубликовало отрывки из дневника Долматова. В них он сообщал о попытках вербовки со стороны ФСБ.

В настоящее время расследование обстоятельств гибели россиянина проводится властями Нидерландов. Следствие, ориентировочно, займет от шести до восьми недель, передает РАПСИ. Напомним, что ранее королева Нидерландов Беатрикс заверила, что находится в курсе произошедшего. Надо полагать, что после отречения королевы от престола в пользу сына, принца Вилем-Александра, о чем стало известно вечером 28 января, дело возьмет под контроль новый монарх.