Поначалу ходили слухи, что якобы вовремя не взятые отпуска будут "сгорать" спустя полтора года, а денежную компенсацию можно будет получить лишь за две недели пропавшего отдыха. Потом, впрочем, шум поутих, и ратификация прошла практически незаметно. В действительности оказалось, что теряться отпуска не будут. Наоборот, конвенция закрепила положение о том, что работодатель не может лишить сотрудника ежегодного отпуска.
Во-первых, конвенция устанавливает, что право на отпуск у работника появляется не позднее чем через шесть месяцев после трудоустройства, сообщает "РГ". Во-вторых, отпуск не может быть короче трех рабочих недель за один год работы. Сотрудник вправе поделить его на две части: в этом случае работодатель обязан предоставить первую половину отпуска не менее чем на две недели. В третьих, по конвенции, если у человека есть неиспользованные отпуска, государство должно дать ему право воспользоваться ими в срок не меньше 18 месяцев.
Впрочем, подобные нормы в российском трудовом законодательстве были прописаны и без международной конвенции. Более того - у россиян режим еще более льготный. Продолжительность отпуска в РФ составляет 28 дней, а не 21. А "старыми" отпусками можно пользоваться и по прошествии полутора лет. Сейчас в российском законодательстве нет ограничений по срокам накопления и отгуливания отпусков, объяснял ранее заместитель министра Александр Сафонов. Устанавливать или сужать существующие рамки в связи с ратификацией конвенции никто не намерен, вновь заверили теперь в Минздравсоцразвития.
Зато в ближайшее время планируется ратифицировать еще одну конвенцию, связанную с защитой прав работников. Документ гласит, что если предприятие находится в стадии банкротства, то в первую очередь оно должно рассчитаться с теми, перед кем должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Во вторую очередь работодатель должен вернуть все долги по зарплате и выплатить выходные пособия. И только после этого банкрот должен рассчитываться с остальными кредиторами.
Впрочем, и эта конвенция не будет революционной для России: такое положение уже прописано в законодательстве. Но, как подчеркнули в Минздравсоцразвития, ратификация международных конвенций нужна для того, чтобы прочнее закрепить права работников. После того, как они вступят в силу, власти при всем желании не смогут внести в законодательство нормы, которые не соответствовали бы мировым требованиям.
К тому же, россияне, лишенные отпуска или не получившие компенсаций, отныне могут пожаловаться на работодателя не только в российскую инспекцию по труду, но и в МОТ.