Бастрыкин отметил, что "ситуация усугубляется такими факторами, как: СМИ, которые подробно освещают каждую историю самоубийства, вызывая стремление к подражанию у других подростков; интернет, где можно свободно найти целые сайты и группы с подробными описаниями способов суицида, зачастую в социальных сетях создаются "клубы самоубийц".
Результаты расследования уголовных дел по фактам детских самоубийств показали, что в настоящее время отсутствует государственный орган, ответственный за мониторинг интернета на предмет выявления запрещенной информации о способах совершения самоубийств и призывах к совершению самоубийств, признал Бастрыкин.
Он также добавил, что в настоящее время этим вопросами занимается специальная межведомственная рабочая группа, созданная при СК. В свою очередь, Анна Кузнецова подчеркнула, что для выполнения стоящих перед ней задач необходимо выстроить четкое взаимодействие со всеми государственными, общественными и другими социальными структурами, от которых зависит защита прав детей.
"Прежде всего, предстоит сделать акцент на системном подходе в решении конкретных проблем, на консолидации ресурсов государства и общества на наиболее актуальных направлениях. Особенно в части программ, нацеленных на профилактику нарушений прав детей", - подчеркнула детский омбудсен.
В ответ на это Бастрыкин заверил ее, что Следственный комитет готов оказать новому омбудсмену любую помощь в рамках своей компетенции, которая предполагает большой спектр возможностей, в том числе и уголовно-правовых мер по защите детей.
В августе этого года в связи с участившимися случаями подростковых суицидов в Следственном комитете выступили за ужесточение законодательства и введение уголовной ответственности за склонение несовершеннолетних к самоубийству, в том числе через интернет. Более того, в СКР считают, что интернет создал моду на подростковые суициды.
В этой связи в СКР состоялось межведомственное оперативное совещание, где обсуждались возможные пути решения проблемы подростковых суицидов, сообщается на сайте ведомства. "В прошлом году зафиксировано 685 таких фактов. При этом часто суициды совершаются под воздействием информации из социальных сетей и других интернет-ресурсов", - говорилось в сообщении ведомства.
В начале июня в Госдуму уже был внесен законопроект о введении уголовной ответственности за склонение и содействие в совершении самоубийства. По действующему законодательству, ответственность за доведение до самоубийства наступает лишь в случае применения угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства. Наказание за подобное деяние составляет до трех лет ограничения свободы.
"Учитывая то, что ситуация значительно усугубляется освещением в интернет-СМИ темы детских суицидов как некоторого модного "тренда", провоцирующего стремление подростков к подражанию, участники совещания согласились, что необходимо проработать вопрос о закреплении за каким-либо государственным органом функции мониторинга "суицидального" контента в сети интернет", - объясняли в СК.
По итогам августовского заседания было решено создать межведомственную рабочую группу из сотрудников СКР, МВД, Роспотребнадзора, Роскомнадзора, Минкомсвязи, Минобразования и Минздрава РФ, в рамках которой продолжится обсуждение вопросов, связанных с детскими суицидами, и будет вестись проработка вышеуказанных и других предложений.
"Группы смерти"
Правоохранители и надзорные ведомства активизировались в этом направлении после статьи в "Новой газете" 16 мая о закрытых группах в соцсети "ВКонтакте", в которых неизвестные склоняют детей к суициду. По данным издания, с ноября 2015 года по апрель 2016-го покончили с собой до 130 несовершеннолетних, причем почти все они были членами одних и тех же групп в интернете, жили в благополучных и любящих семьях.
После этой публикации Роскомнадзор заблокировал восемь групп в социальной сети "ВКонтакте", в которых содержалась пропаганда суицида. Еще три группы были направлены на анализ в Роспотребнадзор. Названия групп в ведомстве не раскрыли. По данным Роскомнадзора, пользователями и журналистами были идентифицированы администраторы нескольких крупных сообществ, которые "намеренно подталкивали подписчиков к суицидальному поведению".
Наибольший резонанс вызвала история с 13-летней школьницей из Омска, которая, по данным регионального СК, под псевдонимом Ева Рейх размещала информацию в так называемых группах смерти в упомянутой соцсети и, предположительно, была администратором этих групп.
При этом возраст девочки позволит ей избежать уголовной ответственности в рамках уголовного дела по ст. 110 УК РФ по факту подстрекательства подростков к суициду в закрытых группах "ВКонтакте", возбужденного в Санкт-Петербурге.
Зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Елена Мизулина на фоне этой истории предложила снизить возраст уголовной ответственности за подобные преступления.
После появления резонансной публикации в "Новой газете" журналисты "Медузы" подвергли материал тщательному анализу и обратили внимание на ряд нестыковок и явных недоработок автора. Они отмечали, что в статье не были приведены данные о масштабе проблемы: озвученные цифры подростков, совершивших суицид, были результатом подсчета самого автора. Кроме того, журналисты отмечали, что автор Галина Мурсалиева неоднократно писала тексты о взаимосвязи интернета и суицидов. Это не могло не сказаться на ее объективном отборе фактов и правильной их интерпретации.
"Медуза" также отмечала, что в тексте Мурсалиевой не было комментариев специалистов по суицидам и подростковой психологии и отсутствовали попытки разобраться в механизмах подростковых суицидов. Единственный комментарий психолога, который приводится под статьей, принадлежит возрастному психологу Тимуру Мурсалиеву, который приходится автору расследования сыном.