"При выезде из офиса "Роснефти" машина была блокирована сотрудниками ФСБ. Потом он находился под контролем сотрудников, ему было запрещено пользоваться средствами связи. Фактически Улюкаев был задержан, что подразумевает его доставку в органы дознания или следствия, однако сотрудники ФСБ проигнорировали правила", - сказал адвокат, отметив, что Улюкаев не был ни подозреваемым, ни обвиняемым, не имел никакого процессуального статуса.
В свою очередь следователь заявил в суде, что Улюкаев был заранее уведомлен о предъявлении обвинения, а действия следователей были законны. "В ходе составления протокола задержания были разъяснены права (Улюкаеву), сама статья, по которой подозревался Улюкаев, не подразумевает участие защитника в следственных действиях. В связи с чем считаю действия следственных органов законными. Улюкаев был заранее уведомлен о предъявлении обвинения", - сказал следователь.
Мосгорсуд 28 ноября рассматривал жалобу защиты Улюкаева на решение Басманного суда Москвы от 15 ноября, которым он удовлетворил ходатайство следственных органов и поместил Улюкаева под домашний арест на два месяца, до 15 января 2017 года.
Защита Улюкаева просила избрать экс-министру более мягкую меру пресечения, не связанную с ограничением свободы. Также защита просила суд разрешить Алексею Улюкаеву часовые прогулки, общение с прессой и визиты врача.
По словам адвоката, с помощью СМИ подзащитный хочет "донести до общественности свою точку зрения" (по данному делу). Он отметил, что сейчас уголовное дело его подзащитного освещается в СМИ однобоко, поэтому тот хотел высказать свою позицию в интервью радиостанции "Эхо Москвы".
Необходимость визитов врача защитник объяснял тем, что "состояние здоровья (Улюкаева) не в самой лучшей форме". Причиной ухудшения самочувствия экс-чиновника адвокат назвал многочисленные обыски, которые проводились в квартире задержанного, передает РБК. Один из этих обысков "закончился в 6 часов утра", отметил защитник.
Отвечая на вопросы журналистов о том, чем занят его клиент, защитник экс-министра рассказал, что тот сконцентрировался на научной деятельности. "Он ученый, занимается научной деятельностью, пишет статьи. Даже обсуждал вопрос о том, разрешат ли ему, например, вести колонку в каком-нибудь научном журнале и может ли он публиковать свои статьи", - сказал адвокат Business FM.
Позиция обвинения и решение суда
Следствие же выступало против прогулок Улюкаева. "Это может повлечь неконтролируемое общение с другими фигурантами по уголовному делу, другими людьми, которые пока не допрошены", - заявил на заседании в Мосгорсуде следователь Роман Нестеров. По его словам, у бывшего члена правительства имеются возможности воспрепятствовать правосудию: "Масса сотрудников были задействованы в данном процессе (приватизации "Башнефти"), начиная с принятия решения до того момента, как приватизация состоялась. Улюкаев может оказать воздействие на подчиненных, хоть и бывших. Такие возможности у него имеются".
Также следствие выступало против посещения экс-министром врача, отмечая, что "Улюкаеву была вызвана скорая и оказана должная медицинская помощь, в связи с чем не считаем необходимым посещение его сотрудниками медучреждения, как того просит защита".
В итоге Мосгорсуд признал решение Басманного суда о домашнем аресте Улюкаева законным. Жалобу защиты суд оставил без удовлетворения, оставив также в силе все ранее установленные Улюкаеву ограничения.
Алексей Улюкаев был задержан 14 ноября по подозрению в вымогательстве и получении взятки в размере 2 млн долларов за выданную Минэкономразвития положительную оценку, которая позволила "Роснефти" приобрести государственный пакет акций "Башнефти". Басманный суд Москвы отправил чиновника под домашний арест до 15 января, а президент снял его с должности в связи с "утратой доверия".
Как сообщали "Интерфаксу" сразу после задержания представители СК, при задержании "Улюкаев пытался дозвониться до покровителей, но тщетно". После ареста Улюкаева бывший министр финансов РФ, а ныне заместитель председателя Экономического совета при президенте России Алексей Кудрин назвал произошедшее "большой трагедией" и не исключил ошибку в работе правоохранительных органов. Он также указал на сомнительные моменты в задержании Улюкаева.
Сомнения в проведении следствия по делу Улюкаева высказал и глава Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Михаил Федотов, который призвал власти рассекретить и обнародовать фотографии, видео- и аудиозаписи, касающиеся обвинения в получении министром мзды. Между тем в Кремле заверили, что арест Улюкаева не связан ни с политикой, ни с экономикой.