Салават Каримов приехал в Никосию для выступления в окружном суде, в котором с апреля прошлого года рассматривается дело под названием "Республика Кипр против компаний ОАО НК ЮКОС". В своем заявлении в суд генпрокуратура Кипра указала, что к ней с запросом о правовой помощи обратилась Генпрокуратура РФ, которая просит представить документы кипрских фирм Dunsley Ltd и Nassaubridge Management Ltd, аффилированных с ЮКОСом.
Прокуратура Кипра сообщила суду, что эти документы ее коллегам из России потребовались для приобщения к расследуемому уголовному делу о хищении нефтепродуктов у "дочек" ЮКОСа и отмывании полученных преступным путем денег. Речь идет о втором уголовном деле против Ходорковского и Лебедева по обвинению их в хищении более 349 млн тонн нефти и отмывании через зарубежные офшорные фирмы более 487 млрд рублей и 7,5 млрд долларов, с материалами которого они в настоящее время знакомятся в Чите.
Каримов в своем выступлении в суде опроверг заявление представляющей ответчиков юридической конторы Markides, Markides & Co о том, что преследование в России компании ЮКОС носит политический характер. По сведениям Каримова, на счетах кипрских фирм Dunsley Ltd и Nassaubridge Management Ltd, документы которых запрашивает российская Генпрокуратура, аккумулировалась, по данным предварительного следствия, выручка от нефти, похищенной у нефтеперерабатывающих предприятий ЮКОСа.
На эти банковские счета, как считает следствие, деньги поступали от подставных фирм "Фаргойл" и "Ратибор", зарегистрированных в зонах со льготным налогообложением Мордовии и Эвенкии. По документам значилось, что "Фаргойл" и "Ратибор" покупали нефть по заниженным ценам у нефтеперерабатывающих предприятий ЮКОСа, перепродавая их затем кипрским компаниям "Рутенхолд холдингс лимитед" и "Пронет холдингс лимитед". В реальности же, как заявил Каримов, фирмы "Фаргойл" и "Ратибор" были подставными, а все осуществляемые ими на бумаге сделки с нефтью преследовали цель хищения нефти.
Между тем адвокат Лебедева Константин Ривкин сказал, что следователи "впустую тратят время на Кипре". "Они объявили обвиняемым и защите об окончании следствия еще в феврале этого года, дав понять, что сбор доказательств закончен", - пояснил Ривкин. Однако в СКП не скрывают, что финансовые документы кипрских фирм-ответчиков нужны следователям как раз как доказательства обвинения по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Неслучайно вместе с Салаватом Каримовым на суде присутствовал и новый руководитель следственной группы по данному делу Валерий Алышев. Он с 2003 года работал в бригаде Каримова как прикомандированный следователь Волгоградской облпрокуратуры, а недавно Александр Бастрыкин взял его в штат СКП, сразу же поручив руководить этим самым громким делом. В настоящее время Валерий Алышев готовит обвинительное заключение по данному делу, ознакомление с которым обвиняемых суд ограничил до 22 декабря, а в суд его планируется направить в январе 2008 года. Если же требуемые российской Генпрокуратурой документы с Кипра будут выданы позже этого срока, закон позволяет обвинителям ходатайствовать о их приобщении к делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева по время судебного процесса вплоть до стадии прений.