Яровая предлагает дополнить закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", расширив понятие пропаганды наркотиков. По мнению депутата, помимо запрета на информацию о способах изготовления запрещенных веществ, их использовании и местах приобретения, нужно также карать за изображения наркотиков и наркосодержащих растений, упоминание их названий в СМИ, фильмах, книгах и интернете.
Комментируя журналистам инициативу в четверг, Ирина Яровая подчеркнула, что на пациентах новый закон не отразится, поскольку "он не распространяется на рекламу разрешенных к применению наркосодержащих лекарств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в специализированных изданиях", сообщает "Интерфакс".
По словам депутата, законопроект не затрагивает взаимоотношения врача с пациентом и направлен на криминализацию пропаганды наркотиков исключительно в интернете. Яровая назвала приведенные в прессе опасения экспертов о том, что закон ударит по больным, "откровенной дезинформацией". В таких случаях, сказала она, "всегда возникает обоснованное подозрение в заказном характере материала, либо в полной некомпетентности "изготовителя". Депутат также полагает, что "те, кого опрашивали, были введены в заблуждение неправильно поставленными вопросами и сам проект закона не читали".
В настоящее время за распространение информации о наркотиках предусмотрено административное наказание: физлицам - штраф в размере пяти тысяч рублей, юрлицам - до миллиона. В законопроекте предлагается предусмотреть за это преступление уголовное наказание в виде двух лет тюрьмы.
Между тем против закона высказываются представители благотворительных фондов и медицинского сообщества. По их мнению, инициатива осложнит жизнь значительному числу граждан России, не имеющих отношения к "наркотическому образу жизни", пишет "Коммерсант". Прежде всего это коснется тяжелобольных пациентов, их родственников и врачей, считают эксперты.
По словам директора фонда "Подари жизнь" Екатерины Чистяковой, врачи, назначая пациентам наркотические и психотропные обезболивающие препараты, уже сейчас из опасений подозрений на пропаганду боятся рассказывать об их действии. "Если закон будет принят в таком виде, ситуация станет катастрофической", - заявила Чистякова "Коммерсанту". "Откровенно вредным" назвал законопроект детский онкогематолог, замдиректора Федерального центра онкологии имени Димы Рогачева Алексей Масчан. По его мнению, закон Яровой не поможет борьбе с наркобизнесом, но сделает запрещенной важную для пациентов медицинскую информацию.
"Парадокс заключается в том, что согласно закону пропагандой может стать любое упоминание в печати или интернете наркотических и психотропных средств, даже рекомендации ВОЗ по наркотическому обезболиванию. Пугающая перспектива на фоне эпидемии боли в России, неинформированности и страха врачей", - говорится в материале, посвященном этой теме на сайте фонда.
Хотя Чистякова заявила "Коммерсанту", что фонд подготовил поправки в законопроект и направил их Яровой, но так и не получил ответа, а сотрудник аппарата депутата в комментарии "Коммерсанту", заявил, "что депутат не получала обращения от фонда", сама Ирина Яровая заверила в четверг, что в процессе работы над редакцией ко второму чтению парламентарии "находились в прямом взаимодействии с фондом "Подари жизнь".
"Текст законопроекта ко второму чтению фондом был поддержан. Их дополнительные предложения по вопросу распространения на действующий состав КоАП РФ нашего определения "пропаганды наркотиков", как наиболее точного, выходят за рамки проекта и должны рассматриваться профильными комитетами - по конституционному законодательству и государственному строительству и по охране здоровья", - сказала Яровая.
Из статьи на сайте фонда между тем следует, что в "Подари жизнь" не в курсе этой совместной работы над законопроектом. "Судьба наших предложений, переданных в Государственную думу, до сих пор не ясна. Мы очень надеемся, что депутаты не останутся в стороне от проблемы обезболивания и смогут найти баланс между противодействием наркомании и доступностью качественного обезболивания", - говорится в материале.
По словам Яровой, законопроект также обсуждался с ведущими интернет-провайдерами и был поддержан, "так как проблема наркотизации и вовлечения в потребление наркотиков через интернет колоссальная". "И они согласны с тем, что государство обязано защитить жизнь прежде всего детей и молодежи, поэтому готовы к взаимодействию", - отметила парламентарий.
Стоит отметить, что у онкологических больных в России, нуждающихся в сильных обезболивающих, тяжелая жизнь и без дополнительных инициатив, которые потенциально могут по ним ударить: помимо борьбы со смертельным заболеванием, они вынуждены сталкиваться с бюрократическими препонами при обеспечении лекарствами. Пресса неоднократно писала о раковых больных, которые не могли вовремя получить обезболивающее и испытывали страшные боли. В итоге измученные страданиями люди совершали суицид.
О необходимости облегчить процедуру получения обезболивающих общественность заговорила после самоубийства в феврале 2014 года контр-адмирала Вячеслава Апанасенко, которого семья не смогла вовремя обеспечить лекарствами, снижающими боль.
Этот резонансный инцидент стал поводом для разработки нового закона, который вступит в силу уже 1 июля 2015 года. Согласно ему, рецепт на обезболивающее будет действовать не пять, а 15 дней, ампулы и пластыри не надо будет сдавать обратно, чтобы получить новые обезболивающие, а пациента с болевым синдромом не смогут выписать из стационара без обеспечив его всем необходимым для лечения на дому. Власти также работают над проектом по импортозамещению лекарств для онкобольных.