Депутаты ссылаются на положительный опыт использования продуктовых карточек. Например, в США, где система была введена еще во времена Великой депрессии и существует до сих пор. На данный момент продуктовыми льготами в стране пользуется 26 миллионов американцев.
- Die Tageszeitung о талонной системе: пока аграрный сектор в упадке, нефтедоллары Росси не помогут
Во вторник стало понятно, что ожидать появления новой социальной льготы можно уже этой осенью. В сознании старшего поколения россиян карточки по-прежнему ассоциируются с военными временами и системой жесткого распределения. Но авторы идеи уверяют, что продовольственные карточки ни в коем случае не будут являться аналогом "талонов на питание" или продуктовых карточек военных лет.
Депутат Исаев обещает, что никаких ограничений не будет. Просто малообеспеченные люди смогут приобретать продовольствие по более низким ценам. Да и форма карточек не будет напоминать талоны в стиле начала 90-х.
По словам Исаева, люди с минимальным доходом (одинокие, неработающие пенсионеры,инвалиды I и II групп, многодетные и неполные семьи, а также семьи с детьми-инвалидами) получат на руки обычные пластиковые карты, которые будут привязаны к их специальному лицевому счету. Имея на руках такой "пластик", можно будет приобрести любые необходимые продукты (за исключением, разумеется, табачных изделий и алкоголя) по льготной цене в любой торговой точке. Ответственным за распространение карточек собираются назначить Пенсионный фонд России.
Введение "продуктового пластика" вызывает массу вопросов
О введении продуктовых карточек сегодня мало что известно, многие вопросы и нюансы пока остаются открытыми: каким доходом должны обладать претенденты на льготу, как будет построен механизм взаиморасчетов между магазинами и государственными органами? И самое главное - будут ли карточки сделаны наподобие банковских, то есть оснащены магнитной полоской, или это будет простой кусочек "пластика" с указанием данных обладателя?
Вопрос этот принципиальный, так как далеко не все магазины даже в столице обладают современным оборудованием, позволяющим считывать информацию с магнитной карты. Что уж тут говорить о сельпо! А оснащение торговых точек подобными устройствами, пусть даже выборочное, окажется очень накладным для бюджета.
Возможно, идентификация карты и списание средств с лицевого счета будут производиться на основании ее номера. Так происходит с карточками полисов страховых компаний. Но здесь тоже возникнут проблемы, поскольку исчезнет возможность оперативного контроля за средствами, превышением лимитов и так далее. Не исключены и разного рода недоразумения.
Кроме того, нельзя не учесть, что само изготовление и распространение продуктовых карточек потребует определенных издержек. По мнению экспертов, реализация проекта может оцениваться в десятки миллиардов рублей. Насколько оправданны будут такие затраты, сказать сейчас пока сложно. Если же к этим затратам добавить расходы на создание соответствующих структур - распределяющих и контролирующих, то сумма может увеличиться еще больше.
В то же время, российские предприниматели с энтузиазмом поддержали введение карточек на питание.
Доктор экономических наук, руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер считает, что если запускать этот проект на федеральном уровне, если определять малоимущих не адресно, а по категориям, можно получить колоссальный перерасход средств. "Другое дело, что не все регионы одинаково внимательны к своим малообеспеченным гражданам и ведут подобную работу", - говорит Гонтмахер.
Die Tageszeitung: пока аграрный сектор в упадке, нефтедоллары Росси не помогут
Ввиду галопирующего роста цен на продукты правительство России разрабатывает закон о продовольственной безопасности, в то время как российские потребители стонут. Последствия мирового дефицита продовольствия уже ощущаются в Москве. При этом выбор в магазинах велик, как никогда прежде в российской истории. Тем не менее, опасения внушает стремительная инфляция. В апреле цены на основные пищевые продукты выросли на 6,4%, в Европе за то же время – на 1,8%.
Более 40% россиян считают сильно возросшие ежедневные траты самой большой национальной проблемой. До сих пор 20% самых бедных граждан тратили 60% своего дохода на продовольствие. Теперь им придется раскошелиться еще больше, пишет Die Tageszeitung. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).
Ответственность за рост цен президент Дмитрий Медведев возлагает на глобальный продовольственный кризис. Однако существует одна деталь, о которой Кремль умалчивает: обострение положения с продовольствием – это еще и последствие пренебрежительного отношения к собственному аграрному сектору, а также недостаточной конкурентоспособности сельского хозяйства.
Россия входит в число крупнейших импортеров продовольствия в мире. Она ввозит 46% всех продуктов и сельскохозяйственных товаров. Перерабатывающая промышленность также завязана на иностранное сырье. В крупных городах зависимость от импорта достигает даже 85%. Три четверти потребляемого в стране мяса и половина растительного масла закупаются за границей. Это делает Россию очень восприимчивой к последствиям мирового дефицита.
Правда, за последние годы, благодаря притоку нефтедолларов, уровень жизни значительно подрос. Однако за период с 2000 по 2006 год импорт сельскохозяйственной продукции тоже вырос, причем втрое. Тенденция сохраняется. Основную причину эксперты видят в продолжающемся упадке в аграрном секторе. Сегодня российские крестьяне производят вдвое меньше мяса и молока, чем в 1990 году.
Для того чтобы, несмотря на высокие цены, удовлетворить растущий спрос, Россия снизила импортные пошлины. Крестьяне недовольны, ведь продукция собственного производства теряет свою конкурентоспособность. В долгосрочной перспективе России грозит опасность вынужденно потратить на импорт нефтедоллары, предназначенные на национальные проекты.
Низкая норма прибыли в сельском хозяйстве кажется на первый взгляд непонятной. Ведь Россия располагает 55% самых плодородных черноземов мира. Но проблемы кроются не в качестве посевных площадей. Сельскохозяйственная отрасль страдает от нехватки рабочих рук и современной инфраструктуры. Прежде всего, для крестьян все еще не существует прозрачных кредитов. А это основное условие успешной экономики, потому что российским фермерам в отличие от их европейских коллег на субсидии рассчитывать практически не приходится.
Спад производства связан также с поднявшимися ценами на землю. Банки и концерны сгоняют крестьян с их земель и заставляют сельхозпредприятия продавать свои площади за бесценок. Поблизости от больших городов пахотные земли превращаются в строительные площадки и сулят огромные прибыли. В течение последних трех лет банкротству подверглось более 11 тысяч государственных предприятий и колхозов. 13 тысяч деревень опустело, в 50 тысячах осталось по несколько человек.
Карточная система была впервые введена в 1916 году в Российской Империи. Начиная с 1917 года карточки широко использовались в Советской России, а в 1921 году в связи с переходом к политике НЭПа и вытекающего из политики острого дефицита товаров и услуг стали применяться массово.
Карточная система была введена в СССР в 1929 году в связи с началом индустриализации. В 1935 году она была отменена. И возродилась в 90-х годах, но сошла на нет в первой половине 1990-х годов, в связи с ростом цен, сократившим платежеспособный спрос, и распространением свободной торговли. На ряд товаров в некоторых регионах талоны сохранялись до 1993 года.