В правительстве признали недостаточным исполнение президентского поручения шестилетней давности по утверждению в российских госкомпаниях ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators, KPI) для оценки работы их руководства. В частности, 43 руководителей госпредприятий должны были быть привлечены к ответственности за неутверждение KPI, но соответствующие решения не были приняты. Информация об этом содержится в письме замглавы аппарата правительства Анатолия Кириенко, направленном в адрес премьер-министра.
Президент России Владимир Путин в 2013 году поручил правительству обеспечить принятие ключевых показателей эффективности. Достижение KPI должно учитываться при определении зарплаты руководства госкомпаний и принятии кадровых решений. Правительство должно было выполнить поручение к 1 января 2015 года.
Дмитрий Медведев в июле 2013 года поручал Минэкономразвития ежеквартально представлять в правительство доклады о ходе исполнения поручения главы государства по KPI госкомпаний. Однако, как утверждается в письме, нормативный правовой акт, закрепляющий статус KPI, не был установлен, а проект распоряжения правительства о совершенствовании системы применения целевых показателей для усиления стимулов менеджмента к повышению эффективности и достижению долгосрочных целей компаний не был принят. Кроме того, Минэкономразвития не провело анализ эффективности применения KPI, и не привлекло к ответственности руководителей 24 акционерных обществ и 19 ФГУП, не обеспечивших утверждение KPI. Какие организации имеются в виду, в письме не раскрывается.
Дмитрий Медведев по итогам рассмотрения письма Кириенко поручил Минэкономразвития внести в проект концепции закона "О государственном и муниципальном имуществе" раздел об управлении акциями акционерных обществ, в котором должен быть закреплен статус KPI для оценки работы руководства. Срок исполнения установлен до 15 октября 2019 года. Председатель правительства также поручил до 5 февраля 2020 года проанализировать взаимосвязь сумм вознаграждения или депремирования руководства госкомпаний и результатов достижения ими плановых значений KPI и принятых кадровых решений. Соответствующий анализ должен направляться в правительство раз в полгода.
Кроме того, известно, что госкомпании по-прежнему могут принимать решения о выплате вознаграждений топ-менеджерам по своему усмотрению. Это связано с размытостью формулировок в методических указаниях и сохраняющейся возможностью обосновать те или иные выплаты без четкой привязки к достигнутым значениям KPI.
По словам экспертов, система KPI существует во всех госкомпаниях, но большинство их предпочитают не раскрывать информацию о вознаграждениях конкретных топ-менеджеров. Поэтому установить KPI и взаимосвязь между ними и доходами руководства практически невозможно.