По данным издания, россиян регулярно ловят на скупке и продаже агентского оборудования. Попасть под уголовное преследование можно, просто заказав в интернете китайский копеечный гаджет - часы или авторучку с видеокамерой по цене 10-40 долларов за штуку.
Пожалуй, самым громким случаем подобного рода стала история 66-летнего Николая Смирнова из Новочебоксарска, о которой писали, в том числе, федеральные СМИ. Все началось с того, что пенсионер решил заказать на китайском сайте очки с видеокамерой. Мужчина оплатил 1257 рублей 79 копеек и стал ждать посылку, однако вместо нее получил повестку в Следственный комитет.
Смирнов рассказал на допросе, что он при помощи очков намеревался снимать внуков, которые при виде обычной камеры начинают паясничать и "рожи корчить". Однако мужчине объяснили, что он собирался приобрести "специальное техническое средство, предназначенное для негласного получения информации", запрещенное к использованию рядовыми гражданами РФ. В итоге по статье 138.1 УК РФ (незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации) пенсионер был приговорен к штрафу в десять тысяч рублей.
Еще одним преступником, которого судили по этой статье стал 32-летний фотограф из Новочеркасска Евгений Матвиенко. Оперативники взяли его на почте, куда он пришел получать заказанную ручку с видеокамерой. Конечной целью молодого человека было приобретение очков с видеокамерой для экстремалов. Евгений собирался записывать свои занятия велоспортом. На ручке он хотел проверить качество продукции. Мужчина получил год лишения свободы условно.
МК о часах Медведева: "Что, он тоже теперь шпион?"
МК отмечает парадоксальный факт, что о существовании статьи 138.1 не знают даже юристы. Поправки к ст. 138 УК, в которой говорится о запрете продавать и производить без специального разрешения так называемую спецтехнику для скрытого наблюдения, вступили в силу в 2010 году. Новым в статье стало слово "приобретение".
Некоторые отечественные интернет-магазины в последнее время стали предупреждать об ответственности, в других "шпионский" товар исчез из ассортимента. Адвокат Павел Домкин рассказал газете, что всех попавших под статью 138.1 можно разделить на две группы - тех, кого взяли на почте при заказе устройства из-за рубежа, и тех, кто попался на перепродаже гаджета.
А между тем в законе понятие "специальное техническое средство" (СТС) фактически не существует, пишет МК. Единственный документ, в котором перечислены приметы СТС - постановление правительства от 2000 года, но оно регламентирует лишь ввоз-вывоз устройств и касается спецслужб и юрлиц. По словам Павла Домкина, определить, является ли устройство "специальным", может только экспертиза. Но ни одного сертифицированного учреждения такого профиля в России нет, помимо спецподразделения ФСБ.
Всем, кто попадется на такой статье, адвокат советует ни в коем случае не признавать вину и не соглашаться на особый порядок рассмотрения дела, так как это фактически означает отказ от защиты. В то же время юрист признает, что доказать свою невиновность в суде практически невозможно.
МК отмечает, что спецтехникой признают не любой гаджет подобного типа. Например, недавно поступившие в продажу смарт-часы известного производителя под запрет не подпадают, несмотря на наличие в них видеокамеры. Как выяснила газета, за похожие часы осудили Андрея Изгарова из Казани. В то же время блоггеры заметили на руке премьер-министра Дмитрия Медведева аналогичное устройство. Издание задается вопросом: "Что, он тоже теперь шпион?".
Отметим, что недавно новые обвинения, связанные со "шпионской техникой", были выдвинуты в адрес вице-президента фонда "Город без наркотиков" Евгения Маленкина. Как рассказал журналистам мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман после допроса, куда он был вызван в качестве свидетеля по делу, в фонде "Город без наркотиков" во время одного из обысков нашли часы, которые помимо функций будильника, секундомера и других, имели функцию записывающего устройства. Теперь Маленкину пытаются вменить эпизод о незаконном обороте спецсредств, сообщил мэр.